Из Истории

Archil_of_Imereti

царь Арчил II Вахтангович; из рода Багратион-Мухранский (1647 — 16.04.1713), сын первого царя Картли из Мухранского Дома Вахтанга V Шах-Наваза. Царь Имеретинский. Поэт. Строитель каменного Спасо-Преображенского собора в Лыскове; основатель грузинской типографии. Ему и его семье принадлежало Лысково с 1700 года.

VahtangVI

Царь Вахтанг VI царь Картли (Грузии), Багратион-Мухранский;, родоначальник рода Грузинских, поселившихся в России. Ему и его сыну Бакару и их потомкам стало принадлежать Лысково с 1724 года. Писатель, законодатель.

0b3f8ba1ba5f0701c1354c66a9101b2e

князь Георгий Александрович Грузинский, правнук царя Вахтанга VI; владелец Лыскова до 1852 года. Камергер, майор, предводитель нижегородского губернского дворянства (более 20 лет). Во время Отечественной войны 1812 года возглавлял нижегородское ополчение.

Bagrationi_dynasty_COA

герб светлейших князей Грузинских

Усыпальница.

Доподлинно известно (по материалам РГИА), что в нашем соборе похоронены: князь Георгий Александрович (2 ноября 1762 года — 15 мая 1852 года, ст.стиля); его сын — Иоанн Георгиевич (11 генваря 1801 года — 29 декабря 1830 года); здесь же у правого придела в честь Рождества Иоанна Предтечи были захоронены мать князя княгиня Дарья Александровна (до замужества Меншикова, внучка известного друга Петра Великого; 15 июля 1744 года — 31 марта 1817 года) и родная сестра Дарья Александровна, в замужестве Трубецкая (за князем Петром Сергеевичем; 29 мая 1766 — 18 марта 1798 года). По записи лысковских священников XIX века Александра Соколова, Евграфа Дроздова, дьякона Александра Гортинского и псаломщика Никиты Рогожина стало известно следующее: » Пожилые люди свидетельствуют, что под собором устроен склеп, но вход в него давно заложен».

dariaAlxdrvnaTrubezkaya_Gruzinskaya

княгиня Дария Александровна Трубецкая ( в девичестве — Грузинская). 29 мая 1766 — 18 марта 1798 года. Ее сын Сергей был декабристом. Похоронена в усыпальнице собора с правой стороны, в приделе Рождества Иоанна Крестителя.

Грузинские — Трубецкие — Лаваль.

Когда я впервые узнал об этом, то в очередной раз удивился промыслу Божию. Долгое время я не знал об этом факте, а когда открылось…
Итак, родная сестра лысковского князя Георгия Александровича Грузинского княжна Дария вышла замуж за известного князя Петра Трубецкого. Наряду с другими детьми у них родился Сергей, который в будущем стал одним из масонов-декабристов, и, может быть, мог быть первым президентом России…Однако на то не было воли Божией…
Так вот: князь Сергей Петрович женился на графине Екатерине Ивановне Лаваль. Для большинства эта французская фамилия ничего не значит. Но в первой половине XIX века салон Лавалей в Санкт-Петерубрге был весьма известным. Здесь впервые читали свои рукописи Жуковский, Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов…посещали литературные вечера и императоры: Александр I и Николай I. Кстати, именно в доме Лавалей на Английской набережной в 1825 году был своего рода штаб декабристов ( в XX веке в этом доме был Российский государственный исторический архив, а ныне — Конституционный суд).
К слову сказать, поэт Николай Некрасов посвятил княгине Екатерине Ивановне свои строки в поэме «Русские женщины». А всех больше для последовавшей первой за своим мужем в Сибирь сделала ее родная сестра графиня София Ивановна Лаваль, в замужестве Борх.
Доподлинно известно, что император Николай I сохранил жизнь опальному князю именно благодаря семье Лавалей, у которых были большие связи и кровные узы с высокопоставленными лицами Европы (на аудиенции император сам лично приказал написать Сергею Петровичу очень короткое письмо своей жене: » Государь стоит возле меня и велит написать, что я жив и здоров». Николай I потребовал, чтобы князь обязательно дописал: «Я жив и здоров буду»)…
Княгиня Дарья Александровна Трубецкая не дожила до позора своего сына. Она умерла, и родной ее брат князь лысковский сделал все, чтобы она упокоилась в семейной усыпальнице нашего собора.
Кстати, овдовевший князь Сергей Петрович Трубецкой очень раскаивался в политических ошибках молодости….о его и его потомков приезде в Лысково доподлинно ничего неизвестно…
Ко всему сказанному, мне придется добавить, что наш род по отцовской линии был связан в XIX веке именно с семьей Лавалей…а сам я рожден в Лыскове, где нашла свое упокоение та, которая была бабушкой тем, кто родился от венчанного брака Сергея Трубецкого и Екатерины Лаваль….

КатяЛаваль_Трубецкая

княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая ( в девичестве — графиня Лаваль), супруга декабриста князя Сергея Петровича Трубецкого; она первой поехала за своим мужем на каторгу в Сибирь.

Старец Исидор

Isidor-small

Об этом чудном иеромонахе Гефсиманского скита (что близ Троице-Сергиевой Лавры) мы узнаем из очерка «Соль земли» П.А.Флоренского (впрочем, имеются воспоминания и Сергея Нилуса и митрополита Вениамина Федченкова), выдержки из которого опубликованы в разные годы были на сайтах » Русскiй Паломникъ» и «Русская линия».

Итак, вот что о нем написал П.А.Флоренский:

«ГЛАВА 16, о кресте Старца Исидора и о том, как мало понимали его окружавшие его

Вся жизнь Старца была не легким крестом, но Старец терпеливо нес свой крест. Из кресто-ношения этого более, нежели из чего другого, можно было убеждаться, что у о. Исидора есть свой, особый, над-мирный мир, в котором он черпает свои силы и свою крепость. Жизнь в Боге представляется нам возможною лишь при осуществлении разных условий; свое равновесие мы держим, когда нас несет общественное уважение, когда мы имеем достаток и иные, сему подобные, тленные блага, у Аввы Исаака Сирина, иже во святых Отца нашего, уподобленные гною. А для Аввы Исидора вера его была живою само-действенною силою, никогда не покидавшею его. У него все было наоборот противу нашего. Бывший дворовый барского дома, он никогда ни одним недоброжелательным или хотя бы горьким словом не помянул своих прежних владетелей. Мало того: покуда жива была княгиня, каждогодне являлся он к ней с просфорой и вязанкою баранок на мочале.

Он рассказывал о том, как его гнали, — так ровно и с такою веселою усмешкою, как будто дело шло вовсе не о нем. А гнали его всегда и всюду. Из Старого Афона пришлось ему уехать, потому что не было денег. В Пустынке Параклите он собирал к себе детей из соседних деревень, поил их чаем, учил молитвам и давал по нескольку копеек из своих нищенских средств. Это-то и не понравилось начальствующим, и про о. Исидора стали говорить, что он, будто бы, пьянствует, заводит к себе женщин, наконец, взвели на него небылицу, выгнали из Пустынки и перевели в Гефсиманский Скит.
В жизни он подвергался гонениям непрестанно. А за что?- За то, что исповедует братьев, которые готовы были впасть в отчаяние из-за суровости духовника; за то, что принимает странных; за то, что дает хлеб нищим; за то, что выходит без спросу утешать кого-нибудь в Посаде; за то, что прямодушен с начальством.Насколько любила его младшая братия, настолько же небрежно относилась к нему, за немногими исключениями, старшая. Его независимость и прямота не нравились ей и казались нестерпимыми, несмотря на великое смирение Старца; отсутствие показного постничества вызывало пренебрежение к нему, как к ядце и пийце; но более всего вредила Старцу в глазах братии, мнящей себя ученою, его простота и «необразованность». Некоторые даже считали его странным, вроде как бы дурачком и помешанным, и называли «чудаком», — это когда выражались о нем снисходительно.Шестьдесят лет был о. Исидор монахом — и за это время не получил даже набедренника. Восьмидесятилетний Старец жил одинокий в своей избушке и должен был все делать собственными руками, ибо келейника у него не водилося. Он был так заброшен, что во время болезни лицо его было покрыто слоем грязи, а из седых волос Епископ Е., посещавший его, доставал вшей. Только за шесть дней до смерти Старец получил помощь. Бедность, болезненность, пренебрежение, оскорбления, гонения — вот такими терниями поросла жизненная тропа Старца. Но и в этих терниях он сохранил такое спокойствие, такую радость, такую полноту жизни, какой мы не имеем и не приобретем в условиях наиблагоприятнейших. Что самое достопримечательное в Батюшке? — Бесспорно, это то, что во всякой обстановке он пребывал христианином. Христианство его было неизменною его стихиею, не связанною с миром и его естественными и общественными условиями. Христианство было для него не витийством жизни, а самым существом ее, — не узором жизни или украшением ее, а самою тканью жизни. Непонимаемый при жизни, Старец остается, кажется, непонятым и после смерти. До сих пор еще не вдумались окружавшие его, какого сокровища они лишились. Но тем лучезарнее сияет свет Старца во ночи неразумия.

ГЛАВА 17, в которой приводятся на память скудные сведения из жизнеописания Старца Исидора, о месте его рождения, о дальнейшей его жизни и о тех духовных воздействиях, которым подвергался Старец.

Теперь, любезный читатель, ты знаешь, каков Авва Исидор, и потому, вероятно, желаешь узнать еще, как он стал таковым, каким был. В удовлетворение твоего вопроса я сообщу тебе то немногое из жизнеописания Старца, что знаю сам. Авва Исидор родился в селе Л ы с к о в е Макарьевского уезда Нижегородской губернии и во святом крещении наречен был Иоанном. Родителями его были дворовые крестьяне князей Грузинских; звались они Андрей и Параскева, а по фамилии — Козины. Свою же фамилию Иоанн называл впоследствии двояко: то Грузински и, то Козин, но обычно -Грузинский. Год рождения Иоанна в точности неизвестен. По сообщению старца Авраамия из Скита, Иоанн родился в тот самый год, когда преставился Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец. А сам Иоанн, уже незадолго перед смертью своею, неоднократно рассказывал о врезавшемся ему в память разговоре с матерью в день преставления Преподобного Серафима. «Распространилось, — говорил он, — чудное благоухание. Я спросил у матери, от чего оно, а мать мне говорит: Старец Серафим скончался». Через 2-3 дня пришло известие о смерти Серафима. Если опереться на первое сообщение, то годом рождения Иоанна нужно считать 1833 г. А если принять в т о р о е сообщение, то должно думать, что Иоанну в 1833 году уже было довольное число лет, раз только он мог запомнить событие этого года; тогда за год рождения, как и считал сам Иоанн, надо будет принять 1814-й.Так или иначе, но в жизнь Иоанна вошел луч от сияния Преподобного Серафима. Еще нося в лоне своем Иоанна, мать его ходила в Сэров к Старцу Серафиму; Святой вызвал ее из громадной толпы народа, поклонился ей при всех до самой до земли и предсказал, что от нея произойдет великий подвижник и что имя ему будет Исидор. А впоследствии, в Ските, Авва Исидор был в весьма близких отношениях с одним из учеников Старца Серафима.
О детстве, отрочестве и юности Иоанна известно весьма немногое — то, что рассказывал сам он. Сюда, первее всего, относится участие его в домашнем театре князей Грузинских. Он играл «Фильку» и еще иные забавные лицедейства; кажется, любовь к стихам и к художеству возникла у Иоанна именно в это время. Но несмотря на вкус к таким — мирским — забавам, юноша не забывал души своей. Уже тогда возжелал он иноческого подвига.

«Отец с матерью бывало станут заниматься ночью семейными делами, — рассказывал он незадолго перед смертью, — а я отвернусь к стенке, смотрю все на картину угодников Зосимы и Савватия, и видятся мне зеленые луга и обители». От одного знамения эти юношеские думы превратились в твердое решение. Однажды юноша Иоанн молился в Покровском храме на своей родине. Молния в виде полного месяца,-как описывал впоследствии сам Старец,-светло сияя, прошла вдоль иконостаса и разорвалася со громом. Несчастий со людьми никаких не произошло, только иконостас почернел. Знамение это (его помнят старожилы) подействовало на Иоанна; как выразился один из братии: «Ударила молния, — его и согрела». «У меня мысль пошла на Афон», — сказывал сам Старец. Однако эту мысль осуществить тогда не удалось, и Иоанн вступил в Гефсиманский Скит, устроенный митрополитом Филаретом. Тут он снова встретился со своим односельчанином Наместником Антонием, который тоже происходил из села Лыскова и был побочным сыном князя Грузинского. Следует, кстати, упомянуть, что, судя по некоторым данным, а именно: по фамилии «Грузинский», которую носил и которою называл себя Иоанн, по тонкому сложению его тела, наконец, по его несколько восточному носу и лицу можно подозревать непростое происхождение Иоанна. Не невероятно, что и он был княжеского рода.

Наместник Антоний взял Иоанна к себе в келейники. Тогда Иоанн был еще безбородым и безусым юношей. Он прислуживал о. Наместнику, полууставом писал пещерный синодик о здравии и упокоении, читал в церкви и пел на клиросе легоньким басом. Тут же он познакомился с о. Авраамием, впоследствии келейничавшим вместо него у о. Антония. У о. Наместника же он видывал не раз Митрополита Филарета Московского и много других замечательных деятелей того времени.

Сперва Наместник Антоний был очень дружен с братом Иоанном; быть может, этой дружбе содействовала и родственная связь. Но впоследствии их дружба охладела. Наместник приблизился к Митрополиту Филарету и предал свой ум честолюбивым помыслам. А брат Иоанн говорил о. Наместнику чересчур много правды и, главное, самим собою напоминал ему о прошлом,-о том времени, когда Антоний был крепостным фельдшером у князя Грузинского. Наместник стал тяготиться своим земляком и говорил: «Он слишком тяжел для меня».

То время, когда о. Исидор полагал начало своему подвигу, было в истории Скита совсем особым. Еще были живы на памяти сношения с Саровским Чудотворцем. Целый сонм истинных иноков светил миру из глубины лесов, где теперь стоит Скит; многие великие люди из мирян приходили на свет их возгревать душу, набираться сил и бодрости. Тогда не было кирпичной ограды; жили врозь и каждый нес особый подвиг. Часть под- вижников спустилась в недра земли, и здесь ископали они целую обитель со храмом и даже колодезь. Тут, по звону подземного колокола подземные иноки со свечами выходили из своих могильных тесных келлий, в которых едва-едва можно улечься врастяжку, и узкими сырыми подземными переходами собирались на ночную молитву. Читали псалмы и пели аллилуиа, а потом расходились по своим келлиям. В подземной церкви было душновато, и потому из нее провели наружу деревянные трубы. Иногда ночью слушал у этих труб пение монахов и о. Антоний. По временам в Скиту живал и Митрополит Филарет.

В 1860 году брат Иоанн был пострижен в мантию одновременно с о. Германом, ныне игуменом Зосимовой Пустыни, что за Параклитом. Обоих их, т. е. Иоанна (в монашестве Исидора) и Германа принял от Святого Евангелия Старец скитский иеросхимонах Александр, духовным сыном которого несколько спустя сделался и Варнава (скончавшийся в 1906 году).

Достойное внимания совпадение, что эта троица духовных Старцев — Исидор, Герман и Варнава — оказывается связанною между собою узами духовного братства, причем о. Исидор, как духовно родившийся от Старца Александра первее других, почитался ими за старшего и потому, по смерти о. Александра, заступил своим осиротелым младшим братьям место их духовного отца.

В это время Параклитовой Пустынки еще не было. Когда же воздвигли ее, для любителей строжайшего уединения, то перешел туда и о. Исидор. Здесь его ускорили во иеромонаха. В 1863 году он был рукоположен в иеродиакона, а в 1865-во иеромонаха. Выше этого он никуда не подымался; от схимы же, которую ему предлагали под старость его, он отказывался, — по своему смирению.

Было такое время, когда о. Исидор собирался в Америку, проповедовать вместе с Епископом Иоанном. Наместник сшил, было, ему даже новую шубу для дальнего путешествия; но почему-то эта поездка не состоялась, и шуба уехала в Америку без своего хозяина. Приблизительно лет через 5 после вступления своего в Параклит о. Исидор осуществляет свое давнее желание, -переехать на Старый Афон. В этом коренном рассаднике монашества он пробыл один год. В тот год старцы-афониты вознамерились однажды водрузить Крест на самой вершине славной горы Афонской: деятельное участие в этом воздвижении Креста Господня принимал и о. Исидор.

Но, за неимением средств приобрести себе келлию, о. Исидору пришлось в скором времени оставить монашеское государство и вернуться на свою родину. Тут он снова поселяется в Параклите, но ненадолго, .ибо терпит гонение, клевету и изгнание. Тогда он переселяется в Скит, где и живет до самой своей блаженной кончины безвыездно.

Из событий этого времени можно отметить только назначение о. Исидора духовником для всех иеромонахов, последовавшее после смерти о. Варнавы, в 1906 году.».

Таким образом, получается, что старец в молодости мог быть прихожанином как нашего Спасо-Преображенского собора, так и церкви святого великомученика Георгия; а все дворовые князя Грузинского до строительства Георгиевской церкви были прихожанами Спасо-Преображенского собора. Хотя в молодости Иоанн был свидетелем чуда с молнией и в Покровской церкви (которая не сильно пострадала от природы, зато была уничтожена советскими людьми; храма нет, но место, где он находился по-прежнему называется «У Покрова»)…