О ВСЦ и их экуменизме

Некоторые спрашивают: чем занимаются в ВСЦ? Ответ, может, кого-то и удивит, но: заседают и молятся…все вместе…Вот, например, в прошлом году все «церкви» были призваны молиться о…защите создания, о защите творения… НЕ подумайте, что призывают к покаянию, жизни во Христе. Вот цитата: «Представители более чем 190 стран встретятся в Париже, чтобы достичь соглашения о необходимых мерах в целях избежания разрушающих изменений для планеты и ее жителей, в том числе повышения на 2°C глобальных температур». Видите, сами решат – сами повысят или понизят 2 градуса…

Кто же инициатор понижения температуры? «Это движение в ежегодное ознаменование библейского мандата о стратегическом управлении божьим творением (Генезис 1:26-28) впервые появилось 1 сентября 1989 г. вслед за энцикликой покойного  Вселенского Патриарха Константинопольского Димитриоса I. в которой он пригласил “весь христианский мир вместе с Матерью-церковью Христовой, Вселенским Патриархатом, каждый год в этот день воздавать молитвы и молиться Создателю всего, воздавая благодарения за великий дар творения и ходатайствуя о защите и спасении… В пастырском послании Димитриос продолжает: “В то же самое время мы по-отечески призываем, с одной стороны, всех верующих в мире наставлять себя и своих детей уважать и защищать природную окружающую среду и, с другой стороны, тех, на кого возложена ответственность за управление государством, действовать без промедления, принимая все необходимые меры для защиты и сохранения природного творения». Бог, судя из текста, не нужен (тем более ясно, что даже «божьим» записано с маленькой буквы). Главное, чтобы без промедления государевы мужи подумали и сделали все необходимое на планете в плане экологии…

И далее: «В 2008 г. Центральный комитет ВСЦ утвердил приглашение “в своих молитвах и действиях уделить специальное время созданию, защите и руководству». Мероприятия и их язык достойны фельетона…и было бы смешно, если бы во Всемирный совет церквей (?!) не входила Русская Православная Церковь, которая платит членские взносы в организацию, состояющую из: «На 2011 год …349 евангелических, англиканских и православных церквей, которые объединяют 560 млн членов в 110 странах мира. Больше всего денег на деятельность Совета (39 %) предоставляют церкви Германии, хотя самым крупным членом является РПЦ МП» (не туда ли идут и приходские деньги, ведь одному банку «Пересвет» не потянуть такие расходы?! Если кто не в курсе: 50% этого банка принадлежало раньше ОВСЦ, теперь – официально РПЦ…).

Наши доморощенные экуменисты не любят критику, они всегда говорят об одном и том же: мы обязаны рассказывать о Православии, это наша проповедь мiру…судя даже по одной заметке с официального сайта ВСЦ, никакой здесь проповеди нет…а в конкретном случае, речь идет о поголовной молитве (не понятно только к кому?!), зато ясно и однозначно: о 2-х градусах…

В этом совете 11 Православных церквей…7 сообществ монофизитов-монофилитов, осужденных Вселенскими Соборами…и 40 сообществ протестантских, некоторые являются ядром и основателями ВСЦ. Сюда не входят Грузинская и Болгарская Православные Церкви; нет в их рядах и католиков, но сегодня у последних отношения с ВСЦ теплеют, благодаря новому папе римскому, которые начал открыто теперь поддерживать и гомосексуалистов (о чем мило поведали СМИ…).

И вновь цитата (воспользуюсь для простоты Википедией):

«Экуменическое движение было осуждено резолюцией Совещания Глав и Представителей автокефальных православных Церквей в Москве в июле 1948 года.

К 1959 году позиция РПЦ к ВСЦ изменилась: на сессию ЦК ВСЦ (19 — 29 августа 1959 года) на о.  Родос был направлен наблюдатель от РПЦ — протоиерей Виталий Боровой, опубликовавший отчёт о поездке. В декабре того же года, по приглашению, направленному председателем ОВЦС митрополитом  Николаем (Ярушевичем), в СССР прибыла первая официальная делегация ВСЦ во главе с Генеральным секретарём ВСЦ Виссер’т Хоофтом (Виссерт Хуфт; Visser’t Hooft). Делегация имела обширную программу встреч и визитов (в том числе с руководством ВСЕХБ), была принята Патриархом Алексием I».

На сегодняшний день во всемирное движение с единым «всевышним» уже вовлечены практически все религии мiра, начиная с иудаизма и магометянства (ислама). О чем, в частности, говорит и факт сбора в Москве в 2006 году. Мне кажется разумным привести итоговый документ встречи лидеров всех религий, объявляющий свои заповеди, но отрицающий Заповеди Божии и, конечно же. Православный Символ Веры…

«Послание Всемирного саммита религиозных лидеров
(Москва, 3-5 июля 2006 г.)

Мы, участники Всемирного саммита религиозных лидеров — главы и посланцы христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин из 49 стран, — собрались в Москве в преддверии саммита «Большой восьмерки».

Подробно обсудив вопросы, представляющие взаимный интерес, мы обращаемся к главам государств, к нашим религиозным общинам и ко всем людям доброй воли. Мы считаем, что человек по природе своей религиозен. С самого начала истории религия играет ключевую роль в формировании мысли, культуры, нравственности, общественного уклада.

При возрастающей роли веры в современном обществе мы желаем, чтобы религия продолжала служить прочным основанием мира и диалога между цивилизациями, а не использовалась в качестве источника распрей и конфликтов. Религия имеет потенциальную возможность связывать различные народы и культуры, несмотря на нашу человеческую хрупкость, особенно в сегодняшнем контексте множественности и многообразия.

Человеческая жизнь — это дар Всевышнего. Наш священный долг — сохранить этот дар, что должно быть заботой как религиозных общин, так и политических лидеров. Диалог и партнерство цивилизаций не должны быть просто лозунгами. Нам нужно построить такой миропорядок, который сочетал бы демократию — как способ согласования различных интересов и как участие людей в принятии решений на национальном и глобальном уровне — с уважением к нравственному чувству, образу жизни, различным правовым и политическим системам, национальным и религиозным традициям людей.
Всесторонние, справедливые и стабильные решения международных споров должны достигаться мирными средствами. Мы отвергаем двойные стандарты в международных отношениях. Мир должен быть многополярным и многоукладным, удовлетворяющим всех людей и все народы, а не подогнанным под безжизненные и упрощенные идеологические схемы.

Человек — уникальное создание Творца, бытие которого простирается в вечность. Он не должен становиться ни товаром, ни объектом политических манипуляций, ни деталью машины производства и потребления. Поэтому прежде всего необходимо постоянно утверждать высочайшую ценность человеческой жизни от зачатия до последнего дыхания и естественной кончины. Следовательно, семья нуждается сегодня в поддержке, ибо она является преимущественной средой для формирования свободной, разумной и нравственной личности. Мы призываем усилить поддержку семьи, особенно в ее воспитательной миссии, с помощью национального и международного права, а также практики государств, различных общественных институтов, религиозных общин и средств массовой информации. С этим связана наша озабоченность положением женщин и детей во многих обществах. Помогая развитию уникальной личности каждого человека, женщин и мужчин, детей и престарелых, а также людей с ограниченными возможностями, мы видим, что все они обладают своими особыми дарами. Защита их от насилия и эксплуатации — это общая задача для власти, общества и религиозных общин.

Человек — венец творения Всевышнего. Поэтому права личности, их защита и соблюдение на национальном, региональном и международном уровне являются важной заботой для нас. Тем не менее, наш опыт также показывает, что без морального стержня, без понимания наших обязанностей ни одна страна или общество не свободны от конфликтов и упадка. Грех и порок разрушают и личность, и общество. Поэтому мы убеждены, что закон и общественный уклад должны в плодотворном согласии соединить приверженность правам и свободам с пониманием нравственных устоев, лежащих в основе человеческого общежития. Мы заявляем о важности религиозной свободы в современном мире. Люди и группы должны быть свободны от принуждения. Никого нельзя заставлять действовать вопреки своим собственным убеждениям, касающимся религии. Необходимо также учитывать права религиозных и национальных меньшинств.
Мы осуждаем терроризм и экстремизм в любой форме, а также попытки их религиозного оправдания. Считаем своим долгом противостоять вражде на политической, национальной и религиозной почве. Мы сожалеем о деятельности псевдорелигиозных групп и движений, разрушающих свободу и здоровье людей, а также нравственный климат в обществе. Использование религии как средства разжигания ненависти или как предлога для преступлений против личности, морали, человечества – это один из главных вызовов современности. По-настоящему справиться с ним можно только через образование и нравственное воспитание. Школа, средства массовой информации и проповедь духовных лидеров должны вернуть нашим современникам полноту знания своих религиозных традиций, призывающих к миру и любви. Мы требуем прекратить любое оскорбление религиозных чувств и осквернение священных для верующего человека текстов, символов, имен и мест. Тот, кто посягает на святыни, должен знать, что больно ранит сердца людей и сеет рознь между ними. Через образование и социальное действие мы должны вновь утверждать устойчивые нравственные ценности в сознании людей. Мы считаем эти ценности данными Всевышним и глубоко коренящимися в жизни человека. Практически они во многом едины для наших религий. Мы чувствуем свою ответственность за нравственное состояние наших обществ и желаем взять на себя эту ответственность, работая вместе с государствами и гражданскими объединениями во имя жизни, в которой нравственные ценности являются свойством и источником устойчивого развития. Жизнь человека связана и с экономикой. Международный экономический уклад, равно как и прочие сферы глобальной архитектуры, необходимо основывать на справедливости. Вся экономическая и деловая активность должна быть социально ответственной и зиждиться на нормах морали. Именно это делает ее по-настоящему эффективной, то есть приносящей благо людям. Жизнь только ради прибыли и производственных достижений становится бедной и пустой. Зная это, мы призываем бизнес быть открытым и ответственным перед лицом гражданского общества, включая религиозные общины, как на национальном, так и на глобальном уровне. Совершенно необходимо, чтобы все правительства и деловые сообщества были одинаково ответственными хранителями ресурсов нашей планеты. Эти ресурсы, дарованные всем поколениям Творцом, должны использоваться во благо каждого человека. Все народы имеют право употреблять свои ресурсы, разделяя их с другими, а также развивать технологии, нужные для их сохранения и эффективного использования. Ответственное распределение богатств Земли, справедливость в области мировой торговли и активная гуманитарная деятельность помогут победить нищету и голод, от которых страдают миллиарды наших братьев и сестер. Бедность и социальная незащищенность становятся причиной массовой миграции, порождающей все новые проблемы как в бедных, так и в богатых странах. Концентрация большей части богатств мира в руках немногих на фоне крайней нищеты огромного числа людей, особенно детей, — это глобальная трагедия. Она определенно продолжит мировую дестабилизацию, угрожая миру на планете.
Мы призываем все народы вернуться к жизни в умеренности, самоограничении и деятельной справедливости. Это обеспечит полное надежды будущее грядущих поколений и выбьет почву из-под ног террористов и экстремистов. Правительства, религиозные общины и народы мира должны сообща бороться с новыми вызовами, такими как эпидемии инфекционных болезней, особенно СПИДа, а также наркомания и распространение оружия массового уничтожения. В одиночку ни одна страна, даже самая богатая и могущественная, не справится с этими угрозами. Мы все взаимосвязаны, и у нас одна судьба. Это требует согласованных и объединенных усилий со стороны всех государств — членов международного сообщества. Причем болезни — это не только забота врачей, а расползание смертоносных технологий — не только проблема правоохранителей. Эти вызовы должны стать заботой всего общества. Межрелигиозный диалог должен осуществляться усилиями религиозных лидеров и специалистов, а также обогащаться вкладом простых верующих. Не должна иметь место ситуация, опасность которой подтверждена историей, когда религиозные общины действуют под диктовку политических интересов. Мы также осуждаем попытки искусственно «смешать» веры или изменить их без воли на то их последователей, чтобы приблизить их к секуляризму. Наши общины готовы развивать диалог с приверженцами нерелигиозных взглядов, с политиками, со всеми структурами гражданского общества, с международными организациями. Мы надеемся, что этот диалог продолжится, позволяя религиям внести свой вклад в согласие и взаимопонимание между народами, в общий дом, основанный на истине, построенный на справедливости, оживотворяемый любовью и свободой. Этот диалог должен вестись на равных, вестись ответственно и регулярно, с открытостью к любым темам, без идеологических предубеждений. Полагаем, что настало время для более системного партнерства религиозных деятелей с Организацией Объединенных Наций.

Особо обращаясь ко всем верующим людям, призываем их уважать и принимать друг друга, невзирая на религиозные, национальные и иные различия. Будем помогать друг другу и всем благонамеренным людям в созидании лучшего будущего для всечеловеческой семьи.

Будем хранить мир, заповеданный Всевышним

(чтобы никто ничего не подумал, даю ссылку на официальный сайт Русской Православной Церкви: https://mospat.ru/archive/2006/07/32132/ и http://www.patriarchia.ru/db/text/123666.html; кому интересны фотографии – найдете там же…)

 

Понятное дело, что о Небесном в данном документе нет ни слова, как нет ни слова о спасении, покаянии, о Боге… Ибо смысл несколько иной, как нам поведали журналисты о другом подобном саммите в 2009 году, состоявшемся в Риме, куда прислали свои послания папа римский и патриарх Кирил: «Религиозные лидеры продемонстрировали согласие в понимании того, что материализм и потребительство, ставшие идолами современного мира, могут приводить к повторяющимся кризисным явлениям. Поэтому путь к преодолению современного экономического кризиса участники встречи видят в укреплении духовного и морального измерения общественной жизни. «Лидерам стран «восьмерки» мы хотим передать нашу духовную энергию и убеждение в том, что реализация общей мечты возможна», — заявил председатель итальянской епископальной комиссии по экуменизму и межрелигиозному диалогу епископ Винченцо Палья» .

(NEWSru.com: http://www.newsru.com/religy/18jun2009/roma.html ).

Я не знаю, каким образом г-н Палья передал и свою духовную энергию, но все, видите, убеждены, что мечты сбываются… И это после того, что пережила Русь за последние 80 лет, когда нас кормили атеисты также мечтами…но мы по-прежнему платим налоги, за деньги ездим на автобусах, метро, на своих авто (а нам ведь мечтатели обещали всё это бесплатно, и сугубо именно тогда, когда РПЦ МП входила в ВСЦ)… Лучше или хуже мы живем других сказать однозначно и не скажешь, зато доллар в нашей стране почти 70 рублей стоит… И хотя нам пытаются навязать новые мечты и говорят, что это нам не страшно – и я соглашусь: страшно не всем…

Председательствовал на собрании 2006 года патриарх Алексей II, посетил саммит президент нашей страны В. Путин; с речью выступал и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Кстати, возвращаясь к теме о ВСЦ, именно этот митрополит сказал незабвенные слова в Канберри (Австралия) на Генеральной Ассамблее Всемирного совета церквей в 1991 году:

«Всемирный Совет Церквей является для нас общим домом. Православные воспринимают его как свой дом и хотят, чтобы этот дом был колыбелью грядущей Единой церкви».

Для тех, кто не доверяет бумаге, даю ссылку на видео: https://www.youtube.com/watch?v=LbK3cYPeac0: https://www.youtube.com/watch?v=nkppeceEUI4

Но именно по итогам саммита 2006 года митрополит Кирилл официально уже несколько по-иному говорил:  «Владыка отметил, что решение о вхождении Русской Церкви в состав Всемирного Совета Церквей, принятое в 1961 году, «давалось нелегко». Но в годы, когда возможность для проповеди была минимальной, священноначалие Русской Церкви рассматривало членство в ВСЦ как шанс для укрепления своих позиций внутри страны. Кроме того, работа ВСЦ в 1960-70-е годы включала в себя антивоенные инициативы, критику различных форм расизма и фашизма, борьбу с бедностью и распространением ядерного оружия, и Русская Церковь поддерживала работу ВСЦ по этим направлениям. Владыка Кирилл положительно охарактеризовал политическую деятельность ВСЦ в последние годы, в частности многочисленные выступления против натовской агрессии в Югославии. «Позиция ВСЦ по вопросам глобализации, в оценке многих мировых экономических и социальных процессов, а также по отношению к конфликтным ситуациям в разных странах и регионах близка позиции нашей Церкви. Так, имеет место полное совпадение мнений Русской Православной Церкви и ВСЦ по вопросам войны в Ираке», — отметил митрополит Кирилл. По его словам, вступление в ВСЦ именно в 60-е годы было богословски оправдано, поскольку в это время Совет уже строил свою работу на основе Торонтской декларации, которая не только утверждала веру во Святую Троицу как основу для сотрудничества христиан, но и четко заявляла, что Совет не имеет никакой власти в отношении церквей-членов и не имеет права действовать от их имени. В декларации подчеркивалось, что ВСЦ является лишь форумом, призванным служить церквам в их взаимных отношениях, и не может иметь собственной экклезиологии. Таким образом, отмечает митрополит Кирилл, распространенное мнение, что ВСЦ претендует быть своего рода «сверхцерковью», не соответствует действительности» (http://www.patriarchia.ru/db/text/137086.html ; официальный сайт Русской Православной Церкви). Владыка Кирилл почему-то тогда скромно умолчал о своем духовном отце митрополите Никодиме (Ротове), который будучи председателем Отдела внешних церковных сношений многое сделал для вхождения и упрочения РПЦ МП в составе ВСЦ, а также в отношениях с католиками.

Как бы там ни было, но даже в официальных словах нет места проповеди Христа, Православия…

Почему именно так? Потому что именно Всемирный совет церквей породил экуменизм, движение для устроения мира во всем мiре, построение новой башни Вавилони, но никак не движение к Царствию Небесному, но к царству земному…грешные, немощные люди пытаются построить идеальное государство, вновь и вновь…

Как мы знаем из 7 правила Третьего Вселенского собора в Эфесе, все, кто не верно исповедует Символ Веры — еретик. ВСЦ изначально протестантский, стало быть, и в этом совете фундамент построения философских воззрений (не могу их назвать богословием!) с искажением Истины, с отходом от канонов и догматов христианских… Таким образом, и само движение экуменизм получается – еретическое…

По этой причине напомню, что предписано канонами, правилами Семи Вселенских соборов и Поместных Церквей от истоков Правосалвия:

«С еретиками вместе не молиться, и не ходить на молитву в их сборище Апост.45, 65. Лаод. 33 правила (кстати,не сказано: если причащался, а даже: молился или взошел в ту же синагогу для молитвы — «да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного»); Не должно дозволять им присутствовать при священнодействии и в молитвах с верными Тимоф.9; ни даже не входить в дом Божий, ежели они закосневают в ереси. Лаод.6; не должно принимать от них жертвы. Апост. 46; ни праздничных даров Лаод.37; ни благословения Лаод.32; не праздновать с ними вместе Лаод. 37; не должно ходить на кладбище еретиков…Лаод.9.; не должно принимать их во свидетельство против епископа и клира Апост.75; Втор. 6; браком с ними не совокупляться, разве при обещании их перейти в Православную Веру. Четв. 14. Шест. 72, Лаод. 10, 31, Карф.30; рукоположенные еретиками не могут почитаться истинно рукоположенными Апост.68″.

Попытка объединить всех под одну крышу ВСЦ ошибочна. Потому что люди в этом совете не видят промысла Божия, пытаясь решить всё своими силами в этом мiре…жалкие потуги…

Кто Бог велий, яко Бога наш!? – восклицали наши предки со святыми отцами…против какого же рожна современные дебаты?

«3 Вот конец тебе; и пошлю на тебя гнев Мой, и буду судить тебя по путям твоим, и возложу на тебя все мерзости твои.4 И не пощадит тебя око Мое, и не помилую, и воздам тебе по путям твоим, и мерзости твои с тобою будут, и узнаете, что Я Господь.5 Так говорит Господь Бог: беда единственная, вот, идет беда»(Иез.7:3-5). «25 Идет пагуба; будут искать мира, и не найдут.26 Беда пойдет за бедою и весть за вестью; и будут просить у пророка видения, и не станет учения у священника и совета у старцев.27 Царь будет сетовать, и князь облечется в ужас, и у народа земли будут дрожать руки. Поступлю с ними по путям их, и по судам их буду судить их; и узнают, что Я Господь» (Иез.7:25-27). «8 Посему так говорит Господь Бог: так как вы говорите пустое и видите в видениях ложь, за то вот Я — на вас, говорит Господь Бог.9 И будет рука Моя против этих пророков, видящих пустое и предвещающих ложь; в совете народа Моего они не будут, и в список дома Израилева не впишутся, и в землю Израилеву не войдут; и узнаете, что Я Господь Бог.10 За то, что они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: «мир», тогда как нет мира…»(Иез.13:8-10).

Христиане во все времена несли бремя от любой власти, но никогда не жили в послушании у еретиков…ибо всё свое сердце отдали Богу…

«15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог.16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде.17 Вас же, овцы Мои, — так говорит Господь Бог, — вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом.18 Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими,19 так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими?20 Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею.21 Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон, — 22 то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. 23 И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. 24 И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. 25 И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. 26 Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. 27 И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. 28 Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать [их]. 29 И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. 30 И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, 31 и что вы — овцы Мои, овцы паствы Моей; вы — человеки, [а] Я Бог ваш, говорит Господь Бог» (Иез.34:15-31).

«30… у вас же и волосы на голове все сочтены; 31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. 32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36 И враги человеку — домашние его. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10:30-39).

Но при этом:

«21Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 21-23).

Хорошо сегодня, в память перенесения мощей святителя Феофана Затворника, напомнить и его высказывания:

Из «Духовной жизни»: «Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе».

Из «Православная Церковь и вера»:

«1. Веровать свойственно душе возвышенной и великой, а неверие служит признаком души неразумной и низкой.

2. Надо тебе истину знать и веровать в нее: где ты ее возьмешь помимо Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15)? Надо тебе благодать приять: где ты обретешь ее, кроме Церкви, хранительницы Таинств, без которых не подается благодать? Надо тебе руководство верное иметь и в деле ведения и в деле жизни: где ты его встретишь помимо Церкви, в коей единой есть богоучрежденное и Богом поставляемое пастырство? Надо тебе с Господом Иисусом Христом сочетаться: где ты его сподобишься, если не в Церкви, коей Глава есть Христос Господь?

3. Католики помутили апостольское Предание. Протестанты взялись поправить дело и ещё хуже сделали. У католиков Папа один, а у протестантов что ни протестант, то Папа.

4. Кто говорит: «Я, и молясь дома, могу привлекать к себе Небесный Дух», тот походит на человека, который надеется утолить жажду одним воображением воды».

свтт. Феофана Затворника и Тихона, еп.Амафунтского, 2016. Лысково