Святые княжеские и царственные…

Страдания святых мучеников Бориса и Глеба

память 2/15 мая и 24 июля/6 августа

 

+++

Авдон и Сеннис Персидские (+ 251), князья, мученики.

Память 30 июля.

Персидские князья, Авдон и Сеннис, были христианами и во время гонения на христиан императора Декия (249-251) тайно погребали тела христианских мучеников. Об этом было донесено Декию. Князей схватили и привели к императору. Тот, видя их твердость и мужественное исповедание Христа, повелел заключить святых князей в темницу. Святые радовались и славили Бога за такую участь.

Возвращаясь в Рим, Декий повел с собой Авдона и Сенниса в оковах. В Риме, призвав жреца, Декий приказал святым принести жертву богам, обещая свободу и почести. Святые мученики ответили: «Мы только себя приносим в жертву Богу нашему Иисусу Христу, своим же богам ты сам приноси жертву». Тогда Декий осудил их на съедение зверям. Выпущенные на них два льва, а затем четыре медведя не коснулись святых мучеников и легли у их ног. Тогда Авдона и Сенниса зарубили мечами. Тела их лежали три дня перед идолом для устрашения христиан. Ночью тайный христианин, именем Кирин, взял тела мучеников и похоронил в своем доме.

Святые мученики Авдон и Сеннис пострадали в 251 году. Мощи их хранятся в церкви святого Марка в Риме.

+++

Святая преподобная София, Суздальская; царица Соломия

(ок. 1490-1542), великая княгиня, преподобная. Память 1 августа в день обретения мощей, 16 декабря (ст.ст.) и в Соборе Владимирских святых.

+++

 

Стефан или Иштван I Святой (венг. (Szent) I. István, лат. Sanctus Stephanus[1]) или Великий (ок. 970/975 — 15 августа1038) — нитранский князь (995—997), великий князь (венг. nagyfejedelem, с 997) и первый король Венгерского королевства(с 1000/1001) из династии Арпадов.

Память 20 августа нов.стиля.

+++

 

память 11/24 августа, а также в соборах всех святых Киево-Печерской Лавры, Волынских и Белорусских сввятых.

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор, князь Острож­ский, стя­жал сла­ву устро­е­ни­ем хра­мов и за­щи­той пра­во­сла­вия на Во­лы­ни от на­си­лий па­пиз­ма. Он про­ис­хо­дил от ро­да свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра (па­мять 15 июля) через его пра­вну­ка Свя­то­пол­ка-Ми­ха­и­ла, кня­зя Ту­ров­ско­го (1080–1093), ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го († 1113). Пер­вый раз имя пре­по­доб­но­го кня­зя Фе­о­до­ра упо­ми­на­ет­ся под 1386 го­дом, ко­гда поль­ский ко­роль Ягел­ло и Ли­тов­ский князь Ви­то­вт утвер­ди­ли за ним на­след­ствен­ное вла­де­ние – Острож­ский округ и уве­ли­чи­ли За­слав­ским и Ко­рец­ким окру­га­ми. В 1410 го­ду пре­по­доб­ный князь Фе­о­дор участ­во­вал в раз­гро­ме ры­ца­рей ка­то­ли­че­ско­го ор­де­на под Грюн­валь­дом. В 1422 го­ду свя­той князь из-за со­чув­ствия пра­во­слав­ным в Че­хии под­дер­жал гу­си­тов в борь­бе с гер­ман­ским им­пе­ра­то­ром Си­гиз­мун­дом. (В рус­ское во­ен­ное ис­кус­ство вве­ден был свя­тым кня­зем осо­бый при­ем – гу­сит­ский строй, т. н. та­бо­ры, усво­ен­ный укра­ин­ским ка­за­че­ством.) В 1432 го­ду, одер­жав ряд по­бед над поль­ски­ми вой­ска­ми, свя­той Фе­о­дор вы­ну­дил кня­зя Ягел­ло огра­дить за­ко­ном сво­бо­ду пра­во­сла­вия на Во­лы­ни. Князь Свид­ри­гай­ло, опа­сав­ший­ся уси­ле­ния сво­е­го со­юз­ни­ка, в 1435 го­ду за­клю­чил пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра в тем­ни­цу, но на­род, лю­бив­ший свя­то­го, под­нял мя­теж, и он был осво­бож­ден. Пре­по­доб­ный Фе­о­дор при­ми­рил­ся с обид­чи­ком и явил­ся ему на по­мощь в борь­бе с ли­тов­ско-поль­ской пар­ти­ей. В 1438 го­ду свя­той князь участ­во­вал в бит­ве с та­та­ра­ми; в 1440 го­ду по вступ­ле­нии на поль­ский пре­стол Ка­зи­ми­ра, млад­ше­го сы­на кня­зя Ягел­ло, свя­той Фе­о­дор по­лу­чил на пра­вах на­мест­ни­че­ства го­ро­да Вла­ди­мир, Дуб­но, Острог и стал об­ла­да­те­лем об­шир­ней­ших име­ний в луч­ших об­ла­стях По­до­лии и Во­лы­ни. Все это вме­сте с кня­же­ской си­лой и сла­вой пре­по­доб­ный Фе­о­дор оста­вил, по­сту­пив по­сле 1441 го­да в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель, где, при­няв мо­на­ше­ство с име­нем Фе­о­до­сий, под­ви­зал­ся для спа­се­ния сво­ей ду­ши до са­мо­го пре­став­ле­ния к Бо­гу. Год пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра неиз­ве­стен, но не под­ле­жит со­мне­нию, что он скон­чал­ся во вто­рой по­ло­вине ХV ве­ка в глу­бо­кой ста­ро­сти (С.М. Со­ло­вьев в «Ис­то­рии Рос­сии» счи­тал го­дом его кон­чи­ны 1483). По­гре­бен пре­по­доб­ный в Даль­них пе­ще­рах пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия (па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных от­цов Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста). Про­слав­ле­ние, оче­вид­но, бы­ло в кон­це ХVI ве­ка, так как в 1638 го­ду иеро­мо­нах Афа­на­сий Каль­но­фий­ский сви­де­тель­ство­вал, что «пре­по­доб­ный Фе­о­дор от­кры­то по­чи­ва­ет в Фе­о­до­си­е­вой пе­ще­ре в це­лом те­ле».

 

+++

Память 28 августа/10 сентября.

Ве­ли­ко­му­че­ни­ца Шу­ша­ни­ка, кня­ги­ня Ран­ская († 475).

 

+++