царь Арчил II Вахтангович; из рода Багратион-Мухранский (1647 — 16.04.1713), сын первого царя Картли из Мухранского Дома Вахтанга V Шах-Наваза. Царь Имеретинский. Поэт. Строитель каменного Спасо-Преображенского собора в Лыскове; основатель грузинской типографии. Ему и его семье принадлежало Лысково с 1700 года.
Царь Вахтанг VI царь Картли (Грузии), Багратион-Мухранский;, родоначальник рода Грузинских, поселившихся в России. Ему и его сыну Бакару и их потомкам стало принадлежать Лысково с 1724 года. Писатель, законодатель.
князь Георгий Александрович Грузинский, правнук царя Вахтанга VI; владелец Лыскова до 1852 года. Камергер, майор, предводитель нижегородского губернского дворянства (более 20 лет). Во время Отечественной войны 1812 года возглавлял нижегородское ополчение.
герб светлейших князей Грузинских
Усыпальница.
Доподлинно известно (по материалам РГИА), что в нашем соборе похоронены: князь Георгий Александрович (2 ноября 1762 года — 15 мая 1852 года, ст.стиля); его сын — Иоанн Георгиевич (11 генваря 1801 года — 29 декабря 1830 года); здесь же у правого придела в честь Рождества Иоанна Предтечи были захоронены мать князя княгиня Дарья Александровна (до замужества Меншикова, внучка известного друга Петра Великого; 15 июля 1744 года — 31 марта 1817 года) и родная сестра Дарья Александровна, в замужестве Трубецкая (за князем Петром Сергеевичем; 29 мая 1766 — 18 марта 1798 года). По записи лысковских священников XIX века Александра Соколова, Евграфа Дроздова, дьякона Александра Гортинского и псаломщика Никиты Рогожина стало известно следующее: » Пожилые люди свидетельствуют, что под собором устроен склеп, но вход в него давно заложен».
княгиня Дария Александровна Трубецкая ( в девичестве — Грузинская). 29 мая 1766 — 18 марта 1798 года. Ее сын Сергей был декабристом. Похоронена в усыпальнице собора с правой стороны, в приделе Рождества Иоанна Крестителя.
Грузинские — Трубецкие — Лаваль.
Когда я впервые узнал об этом, то в очередной раз удивился промыслу Божию. Долгое время я не знал об этом факте, а когда открылось…
Итак, родная сестра лысковского князя Георгия Александровича Грузинского княжна Дария вышла замуж за известного князя Петра Трубецкого. Наряду с другими детьми у них родился Сергей, который в будущем стал одним из масонов-декабристов, и, может быть, мог быть первым президентом России…Однако на то не было воли Божией…
Так вот: князь Сергей Петрович женился на графине Екатерине Ивановне Лаваль. Для большинства эта французская фамилия ничего не значит. Но в первой половине XIX века салон Лавалей в Санкт-Петерубрге был весьма известным. Здесь впервые читали свои рукописи Жуковский, Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов…посещали литературные вечера и императоры: Александр I и Николай I. Кстати, именно в доме Лавалей на Английской набережной в 1825 году был своего рода штаб декабристов ( в XX веке в этом доме был Российский государственный исторический архив, а ныне — Конституционный суд).
К слову сказать, поэт Николай Некрасов посвятил княгине Екатерине Ивановне свои строки в поэме «Русские женщины». А всех больше для последовавшей первой за своим мужем в Сибирь сделала ее родная сестра графиня София Ивановна Лаваль, в замужестве Борх.
Доподлинно известно, что император Николай I сохранил жизнь опальному князю именно благодаря семье Лавалей, у которых были большие связи и кровные узы с высокопоставленными лицами Европы (на аудиенции император сам лично приказал написать Сергею Петровичу очень короткое письмо своей жене: » Государь стоит возле меня и велит написать, что я жив и здоров». Николай I потребовал, чтобы князь обязательно дописал: «Я жив и здоров буду»)…
Княгиня Дарья Александровна Трубецкая не дожила до позора своего сына. Она умерла, и родной ее брат князь лысковский сделал все, чтобы она упокоилась в семейной усыпальнице нашего собора.
Кстати, овдовевший князь Сергей Петрович Трубецкой очень раскаивался в политических ошибках молодости….о его и его потомков приезде в Лысково доподлинно ничего неизвестно…
Ко всему сказанному, мне придется добавить, что наш род по отцовской линии был связан в XIX веке именно с семьей Лавалей…а сам я рожден в Лыскове, где нашла свое упокоение та, которая была бабушкой тем, кто родился от венчанного брака Сергея Трубецкого и Екатерины Лаваль….
княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая ( в девичестве — графиня Лаваль), супруга декабриста князя Сергея Петровича Трубецкого; она первой поехала за своим мужем на каторгу в Сибирь.
Старец Исидор
Об этом чудном иеромонахе Гефсиманского скита (что близ Троице-Сергиевой Лавры) мы узнаем из очерка «Соль земли» П.А.Флоренского (впрочем, имеются воспоминания и Сергея Нилуса и митрополита Вениамина Федченкова), выдержки из которого опубликованы в разные годы были на сайтах » Русскiй Паломникъ» и «Русская линия».
Итак, вот что о нем написал П.А.Флоренский:
«ГЛАВА 16, о кресте Старца Исидора и о том, как мало понимали его окружавшие его
Вся жизнь Старца была не легким крестом, но Старец терпеливо нес свой крест. Из кресто-ношения этого более, нежели из чего другого, можно было убеждаться, что у о. Исидора есть свой, особый, над-мирный мир, в котором он черпает свои силы и свою крепость. Жизнь в Боге представляется нам возможною лишь при осуществлении разных условий; свое равновесие мы держим, когда нас несет общественное уважение, когда мы имеем достаток и иные, сему подобные, тленные блага, у Аввы Исаака Сирина, иже во святых Отца нашего, уподобленные гною. А для Аввы Исидора вера его была живою само-действенною силою, никогда не покидавшею его. У него все было наоборот противу нашего. Бывший дворовый барского дома, он никогда ни одним недоброжелательным или хотя бы горьким словом не помянул своих прежних владетелей. Мало того: покуда жива была княгиня, каждогодне являлся он к ней с просфорой и вязанкою баранок на мочале.
Он рассказывал о том, как его гнали, — так ровно и с такою веселою усмешкою, как будто дело шло вовсе не о нем. А гнали его всегда и всюду. Из Старого Афона пришлось ему уехать, потому что не было денег. В Пустынке Параклите он собирал к себе детей из соседних деревень, поил их чаем, учил молитвам и давал по нескольку копеек из своих нищенских средств. Это-то и не понравилось начальствующим, и про о. Исидора стали говорить, что он, будто бы, пьянствует, заводит к себе женщин, наконец, взвели на него небылицу, выгнали из Пустынки и перевели в Гефсиманский Скит.
В жизни он подвергался гонениям непрестанно. А за что?- За то, что исповедует братьев, которые готовы были впасть в отчаяние из-за суровости духовника; за то, что принимает странных; за то, что дает хлеб нищим; за то, что выходит без спросу утешать кого-нибудь в Посаде; за то, что прямодушен с начальством.Насколько любила его младшая братия, настолько же небрежно относилась к нему, за немногими исключениями, старшая. Его независимость и прямота не нравились ей и казались нестерпимыми, несмотря на великое смирение Старца; отсутствие показного постничества вызывало пренебрежение к нему, как к ядце и пийце; но более всего вредила Старцу в глазах братии, мнящей себя ученою, его простота и «необразованность». Некоторые даже считали его странным, вроде как бы дурачком и помешанным, и называли «чудаком», — это когда выражались о нем снисходительно.Шестьдесят лет был о. Исидор монахом — и за это время не получил даже набедренника. Восьмидесятилетний Старец жил одинокий в своей избушке и должен был все делать собственными руками, ибо келейника у него не водилося. Он был так заброшен, что во время болезни лицо его было покрыто слоем грязи, а из седых волос Епископ Е., посещавший его, доставал вшей. Только за шесть дней до смерти Старец получил помощь. Бедность, болезненность, пренебрежение, оскорбления, гонения — вот такими терниями поросла жизненная тропа Старца. Но и в этих терниях он сохранил такое спокойствие, такую радость, такую полноту жизни, какой мы не имеем и не приобретем в условиях наиблагоприятнейших. Что самое достопримечательное в Батюшке? — Бесспорно, это то, что во всякой обстановке он пребывал христианином. Христианство его было неизменною его стихиею, не связанною с миром и его естественными и общественными условиями. Христианство было для него не витийством жизни, а самым существом ее, — не узором жизни или украшением ее, а самою тканью жизни. Непонимаемый при жизни, Старец остается, кажется, непонятым и после смерти. До сих пор еще не вдумались окружавшие его, какого сокровища они лишились. Но тем лучезарнее сияет свет Старца во ночи неразумия.
ГЛАВА 17, в которой приводятся на память скудные сведения из жизнеописания Старца Исидора, о месте его рождения, о дальнейшей его жизни и о тех духовных воздействиях, которым подвергался Старец.
Теперь, любезный читатель, ты знаешь, каков Авва Исидор, и потому, вероятно, желаешь узнать еще, как он стал таковым, каким был. В удовлетворение твоего вопроса я сообщу тебе то немногое из жизнеописания Старца, что знаю сам. Авва Исидор родился в селе Л ы с к о в е Макарьевского уезда Нижегородской губернии и во святом крещении наречен был Иоанном. Родителями его были дворовые крестьяне князей Грузинских; звались они Андрей и Параскева, а по фамилии — Козины. Свою же фамилию Иоанн называл впоследствии двояко: то Грузински и, то Козин, но обычно -Грузинский. Год рождения Иоанна в точности неизвестен. По сообщению старца Авраамия из Скита, Иоанн родился в тот самый год, когда преставился Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец. А сам Иоанн, уже незадолго перед смертью своею, неоднократно рассказывал о врезавшемся ему в память разговоре с матерью в день преставления Преподобного Серафима. «Распространилось, — говорил он, — чудное благоухание. Я спросил у матери, от чего оно, а мать мне говорит: Старец Серафим скончался». Через 2-3 дня пришло известие о смерти Серафима. Если опереться на первое сообщение, то годом рождения Иоанна нужно считать 1833 г. А если принять в т о р о е сообщение, то должно думать, что Иоанну в 1833 году уже было довольное число лет, раз только он мог запомнить событие этого года; тогда за год рождения, как и считал сам Иоанн, надо будет принять 1814-й.Так или иначе, но в жизнь Иоанна вошел луч от сияния Преподобного Серафима. Еще нося в лоне своем Иоанна, мать его ходила в Сэров к Старцу Серафиму; Святой вызвал ее из громадной толпы народа, поклонился ей при всех до самой до земли и предсказал, что от нея произойдет великий подвижник и что имя ему будет Исидор. А впоследствии, в Ските, Авва Исидор был в весьма близких отношениях с одним из учеников Старца Серафима.
О детстве, отрочестве и юности Иоанна известно весьма немногое — то, что рассказывал сам он. Сюда, первее всего, относится участие его в домашнем театре князей Грузинских. Он играл «Фильку» и еще иные забавные лицедейства; кажется, любовь к стихам и к художеству возникла у Иоанна именно в это время. Но несмотря на вкус к таким — мирским — забавам, юноша не забывал души своей. Уже тогда возжелал он иноческого подвига.
«Отец с матерью бывало станут заниматься ночью семейными делами, — рассказывал он незадолго перед смертью, — а я отвернусь к стенке, смотрю все на картину угодников Зосимы и Савватия, и видятся мне зеленые луга и обители». От одного знамения эти юношеские думы превратились в твердое решение. Однажды юноша Иоанн молился в Покровском храме на своей родине. Молния в виде полного месяца,-как описывал впоследствии сам Старец,-светло сияя, прошла вдоль иконостаса и разорвалася со громом. Несчастий со людьми никаких не произошло, только иконостас почернел. Знамение это (его помнят старожилы) подействовало на Иоанна; как выразился один из братии: «Ударила молния, — его и согрела». «У меня мысль пошла на Афон», — сказывал сам Старец. Однако эту мысль осуществить тогда не удалось, и Иоанн вступил в Гефсиманский Скит, устроенный митрополитом Филаретом. Тут он снова встретился со своим односельчанином Наместником Антонием, который тоже происходил из села Лыскова и был побочным сыном князя Грузинского. Следует, кстати, упомянуть, что, судя по некоторым данным, а именно: по фамилии «Грузинский», которую носил и которою называл себя Иоанн, по тонкому сложению его тела, наконец, по его несколько восточному носу и лицу можно подозревать непростое происхождение Иоанна. Не невероятно, что и он был княжеского рода.
Наместник Антоний взял Иоанна к себе в келейники. Тогда Иоанн был еще безбородым и безусым юношей. Он прислуживал о. Наместнику, полууставом писал пещерный синодик о здравии и упокоении, читал в церкви и пел на клиросе легоньким басом. Тут же он познакомился с о. Авраамием, впоследствии келейничавшим вместо него у о. Антония. У о. Наместника же он видывал не раз Митрополита Филарета Московского и много других замечательных деятелей того времени.
Сперва Наместник Антоний был очень дружен с братом Иоанном; быть может, этой дружбе содействовала и родственная связь. Но впоследствии их дружба охладела. Наместник приблизился к Митрополиту Филарету и предал свой ум честолюбивым помыслам. А брат Иоанн говорил о. Наместнику чересчур много правды и, главное, самим собою напоминал ему о прошлом,-о том времени, когда Антоний был крепостным фельдшером у князя Грузинского. Наместник стал тяготиться своим земляком и говорил: «Он слишком тяжел для меня».
То время, когда о. Исидор полагал начало своему подвигу, было в истории Скита совсем особым. Еще были живы на памяти сношения с Саровским Чудотворцем. Целый сонм истинных иноков светил миру из глубины лесов, где теперь стоит Скит; многие великие люди из мирян приходили на свет их возгревать душу, набираться сил и бодрости. Тогда не было кирпичной ограды; жили врозь и каждый нес особый подвиг. Часть под- вижников спустилась в недра земли, и здесь ископали они целую обитель со храмом и даже колодезь. Тут, по звону подземного колокола подземные иноки со свечами выходили из своих могильных тесных келлий, в которых едва-едва можно улечься врастяжку, и узкими сырыми подземными переходами собирались на ночную молитву. Читали псалмы и пели аллилуиа, а потом расходились по своим келлиям. В подземной церкви было душновато, и потому из нее провели наружу деревянные трубы. Иногда ночью слушал у этих труб пение монахов и о. Антоний. По временам в Скиту живал и Митрополит Филарет.
В 1860 году брат Иоанн был пострижен в мантию одновременно с о. Германом, ныне игуменом Зосимовой Пустыни, что за Параклитом. Обоих их, т. е. Иоанна (в монашестве Исидора) и Германа принял от Святого Евангелия Старец скитский иеросхимонах Александр, духовным сыном которого несколько спустя сделался и Варнава (скончавшийся в 1906 году).
Достойное внимания совпадение, что эта троица духовных Старцев — Исидор, Герман и Варнава — оказывается связанною между собою узами духовного братства, причем о. Исидор, как духовно родившийся от Старца Александра первее других, почитался ими за старшего и потому, по смерти о. Александра, заступил своим осиротелым младшим братьям место их духовного отца.
В это время Параклитовой Пустынки еще не было. Когда же воздвигли ее, для любителей строжайшего уединения, то перешел туда и о. Исидор. Здесь его ускорили во иеромонаха. В 1863 году он был рукоположен в иеродиакона, а в 1865-во иеромонаха. Выше этого он никуда не подымался; от схимы же, которую ему предлагали под старость его, он отказывался, — по своему смирению.
Было такое время, когда о. Исидор собирался в Америку, проповедовать вместе с Епископом Иоанном. Наместник сшил, было, ему даже новую шубу для дальнего путешествия; но почему-то эта поездка не состоялась, и шуба уехала в Америку без своего хозяина. Приблизительно лет через 5 после вступления своего в Параклит о. Исидор осуществляет свое давнее желание, -переехать на Старый Афон. В этом коренном рассаднике монашества он пробыл один год. В тот год старцы-афониты вознамерились однажды водрузить Крест на самой вершине славной горы Афонской: деятельное участие в этом воздвижении Креста Господня принимал и о. Исидор.
Но, за неимением средств приобрести себе келлию, о. Исидору пришлось в скором времени оставить монашеское государство и вернуться на свою родину. Тут он снова поселяется в Параклите, но ненадолго, .ибо терпит гонение, клевету и изгнание. Тогда он переселяется в Скит, где и живет до самой своей блаженной кончины безвыездно.
Из событий этого времени можно отметить только назначение о. Исидора духовником для всех иеромонахов, последовавшее после смерти о. Варнавы, в 1906 году.».
Таким образом, получается, что старец в молодости мог быть прихожанином как нашего Спасо-Преображенского собора, так и церкви святого великомученика Георгия; а все дворовые князя Грузинского до строительства Георгиевской церкви были прихожанами Спасо-Преображенского собора. Хотя в молодости Иоанн был свидетелем чуда с молнией и в Покровской церкви (которая не сильно пострадала от природы, зато была уничтожена советскими людьми; храма нет, но место, где он находился по-прежнему называется «У Покрова»)…