Наши Святые

Вследствие того, что упомянутые цари и князья Грузинские являются потомками святого царя и пророка Давида, то в первую очередь следует поминать именно этого святого

sv._car_i_prorok_david_x_v._do_rozhdestva_hristova — копия

מלך ונביא קדושים דוד

День памяти:  Декабрь 31 ст.ст.

Жизнь святого пророка и царя Давида описана в Библии, в 1 книге Царств, 2 книге Царств и 1 книге Паралипоменон.

 Святой царь и пророк Давид был восьмым и последним сыном Иессея, старейшины города Вифлеема из колена Иудина. В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного.

В 18 лет он прославился и заслужил всеобщую любовь народа. На землю Израилеву напали филистимляне. Великан Голиаф вызывал на поединок израильтянина. Давид, принесший на поле брани еду братьям-воинам, без оружия победил Голиафа: камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал. Обрадованный Саул, царь Израиля, поставил Давида тысяченачальником. И в этой должности Давид поступал во всех делах благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа.

Саул знал от пророка Самуила, что Господь отвергает от него царство и отдает другому. В Давиде он видел своего преемника, и это его раздражало. Поэтому Саул стал искать смерти Давида. До самой своей смерти царь преследовал Давида, но Бог спасал своего избранника. Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие. Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. После гибели Саула и его сына Ионафана Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула — царем всего Израиля.

Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне. Царство было сильно расстроено внутри и ослаблено извне. Для упрочения своего положения и укрепления царства Давиду нужна была столица, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевусеев  г. Иерусалим, возвышавшийся на 2010 футов над уровнем моря и сильно укрепленный. Давид овладел им и основал в нем свою столицу.

Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целью возвысить его значение, Давид перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение.

В делах гражданского управления Давид обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время Саулова царствования. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска; Иосафата, дееписателя; Садока и Авимелеха, главных священников; Суса, писца и т. д.

Вскоре Давид предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями. Злейшие враги Израиля, филистимляне, были разбиты и обессилены навсегда: граница Давидова царства пришла в соприкосновение с Египтом; поражены были также моавитяне, сирийцы и идумеяне, с захватом земли и городов которых (в том числе Дамаска) царство Израильское расширилось до р. Евфрата к востоку и до Черного моря к югу.

Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами, и Давид предполагал даже построить великолепный Храм Иегове. Однако он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех.

Незаконная связь с женой доблестного воина Урии, Вирсавией, повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида. Он далеко не отличался умеренностыо и, вопреки по становлению Моисеева закона, запрещавшего царю «умножать себе жен» (Втор. 27, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия. Но когда пророк Нафан обличил Давида, он дал и пример великого покаяния, смиренно, с верой неся в дальнейшем скорби, посланные в наказание за содеянный грех. Образец покаяния святой Давид дал в 50-м псалме.

Многочисленное поколение сыновей Давида сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший, Амнон, третий, Авессалом, и четвертый, Адония. Они соперничали между собою, и это соперничество завершилось смертью Амнона, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертью.

Последние годы царствования Давида были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Давид остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой цели громадные богатства, 100 тыс. талантов золота и млн. талантов серебра (1 тал. зол. = 125000 руб.; 1 тал. сер. = 2400 руб. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и камнетесы; наготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Господь повелел осуществить преемнику Давида, сыну Вирсавии — Соломону.

Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя — Мессии, Господа нашего Иисуса Христа.

В годы испытаний, с особым рассуждением вникая в пути Промысла, Давид изливал перед Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи. При этом нередко от изображения собственных страданий гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал страдания Христа Спасителя мира. Боговдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну книгу Псалмов или Псалтирь, которая широко используется как в богослужении, так и в личной молитве.

Сыном Давида был царь Соломон, автор библейских книг Притчей и Екклесиаст. Из рода Давидова произошли Богородица и Сам Спаситель Христос.

Молитвы

Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его, и святыми того молитвами помилуй нас, грешных. Аминь.

.זכרו, הו אלוהים, דוד מלך וכל צניעותו, ותפילות של הקדושים, רחם עלינו חוטאים. אמן

О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2-й:
Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.

Тропарь, глас 2-й:
Пророка Твоего Давида, Господи, память празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 3-й:
Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Кондак, глас 4-й:
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Давиде славне.

 

Святая равноапостольная Нина, просветительница Иверии-Грузии, чей Святой Крест хранился в нашем соборе полвека.

0_741e6_afe55504_L

Святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того, как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диакониссы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия.
Желание это еще более усилилось, когда она однажды увидела в видении Матерь Божию, вручающую ей крест из виноградных лоз. И желание ее сбылось, когда ей пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения, воздвигнутого императором Диоклетианом (284-305 гг.).
В Иверии святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках и очень скоро сделалась известной в окрестностях, потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе ее молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе.
Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь благотворно действовали на жителей Иверии, и многие из них уверовали в истинного Бога и приняли крещение. Она обратила ко Христу в Грузии и самого царя Мариана (Мерой), бывшего до этого язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя св. Апостолов. Постепенно почти вся Иверия приняла христианство.
Святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась на одну гору там в уединении благодарила Господа за обращение в христианство идолопоклонников. Через несколько лет она оставила свое уединение и отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.
После тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно скончалась 14 января 335 года. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, дальнего родственника святой Нины.
С памятью святой Нины связано нахождение хитона Христова. При распятии Спасителя этот хитон достался по жребию одному римскому воину и после разных событий попал в Грузию.

Молитва

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением, и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный Крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят Всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Далее публикуем Жития тех святых, которые связаны с Лысковым и служили в нашем Спасо-Преображенском соборе (по материалам сайта Древо):

 святитель Антоний II (Багратиони)

Patriarch_Antonius_II_of_Georgia

 (17621827), католикоспатриарх всея Грузии, святой.

Память 21 декабря (Груз.)

В миру царевич Теймураз Ираклиевич, родился 8 января 1762 в Тбилиси. Он был сыном царя КартлиКахети Ираклия II Багратиони и царицы Дарии Георгиевны (урожденной Дадиани), братом последнего царя Картли-Кахети Георгия XII.

Богословское образование получил в Тбилисской духовной семинарии, где в 1782 году принялмонашеский постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 году в составе грузинского посольства посетил Россию.

В 1784 году по просьбе царя Ираклия II был рукоположен во епископа Ниноцминдского. Хиротония была совершена в придворной церкви Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицыЕкатерины II, которая в качестве подарка преподнесла новопоставленному архиерею драгоценнуюпанагию. В том же году он был возведен в сан митрополита Алавердского.

В 1788 году был избран католикосомпатриархом Восточной Грузии. Он также стал членомСвятейшего Синода Русской Православной Церкви. В период его патриаршества происходило постепенное присоединение Восточной Грузии к Российской империи, закрепленное манифестом о присоединении Картли-Кахети к России от 18 января 1801 года, впоследствии пересмотренном в18011802 годах в сторону умаления самостоятельности грузинских земель. Этим актом в Санкт-Петербурге был фактически был предрешено упразднение автокефалии Восточногрузинской Церкви.

В феврале 1801 года командующий кавказской линией генерал К. Кнорринг обратился к католикосу с просьбой предоставить ему полные статистические сведения о Грузинской Церкви, что и было передано Антонием с присовокуплением небольшого обзора по истории Церкви и ее управления [1]. Считая своим долгом проповедовать непротивление новой светской власти, католикос Антоний в ответ на просьбу генерала осадить сепаратистские действия царевичей писал:

«Верьте, Ваше Превосходительство, моему сану духовному, что я братьям своим и до сего времени советовал, и ныне советую, и в следующие времена никогда не перестану советовать им о пребывании в мире» [2].

2 апреля 1803 года главнокомандующий в Грузии генерал князь П. Цицианов уведомил католикоса, что «священная есть воля Е[го] И[мператорского] В[еличества] не умножать в Грузии высоких в духовенстве званий <…> и что упраздняющиеся епархии должны быть присоединяемы к ближайшим, а паче к беднейшим епархиям.» Цицианов высказал «крайнее удивление» тем, что Антоний не только не упразднил Цилканскую епархию после смерти архиерея, а рукоположил во епископа Цилканского архимандрита Досифея (Магаладзе), и советовал ему незамедлительно присоединить ее к Самтависской [3]. Вскоре католикос-патриарх был обвинен в нарушении закона о землевладении, поощрении антироссийской деятельности некоторых оставшихся в Грузии представителей рода Багратиони и т. д.

В июне 1809 года главнокомандующий в Грузии генерал А. Тормасов в письме обер-прокурору Святейшего Синода князю А. Н. Голицынупредложил создание духовной дикастерии в Грузии, во главе которой должен был бы стоять Антоний «во уважение царского рода и всеобщего к нему здесь, в Грузии, почтения» [4]. Учреждение дикастерии сильно затянулось, и католикос-патриарх был приглашен вСанкт-Петербург «для положения прочных оснований в деле, относящемся до тамошняго духовенства, ибо по оному нужно будет сделать некоторыя перемены» [5]. Целый год Антоний откладывал отъезд, ссылаясь на плохое самочувствие, но в начале ноября 1810года был вынужден покинуть родину, отслужив 9 ноября в соборе Светицховели последнюю патриаршую службу. Тем временем, ещё до его отъезда в Россию вопрос об автокефалии Грузинской Церкви был решен: Голицын в письме Тормасову писал о пожелании государя «устроить управление грузинским духовенством так, чтобы оно было в зависимости от Святейшего Синода» [6]. 30 января 1811года император Александр I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении нового управления Грузинской Православной Церкви: автокефалия и патриаршее достоинство были упразднены, начальствующим архиереем над грузинским духовенством был поставлен митрополит Мцхетский и Карталинский с присвоением ему титула члена Святейшего Синода Русской Православной Церкви и экзархаГрузии [7]. На совещании Святейшего Синода 21 июня 1811 года по церковным вопросам Грузии с Антония был снят сан католикоса-патриарха.

Владыка Антоний удалился на покой в Нижний Новгород, недалеко от которого, в селе Лыскове, жили потомки грузинского царя Вахтанга VI — в частности князь Георгий Александрович Грузинский, — помогавшие бывшему католикосу в течение всей оставшейся жизни. В виде «компенсации» Антонию были пожалованы зеленая бархатная мантия; орден святого Андрея Первозванного; карета, ранее принадлежавшая императрице Елизавете Петровне; годовая пенсия в размере 54 тысяч рублей ассигнациями и штат первоклассного митрополита.

Скончался 21 декабря 1827 года в Нижнем Новгороде. Католикос-патриарх был погребён в Нижегородском Благовещенском соборе, а в1841 году — перезахоронен в Преображенском монастыре Нижегородской епархии. На середину 1870-х годов останки почивали вНижегородском Преображенском соборе, в алтаре Дмитровского придела, по правую сторону [8]. После того, как собор был взорван в1929 году, захоронение было вероятно утрачено.

11 июля 2011 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви прославил католикоса-патриарха Антония II в лике святых и установил 21 декабря (ст. ст.) днём его памяти [9].

священномученик Александр (Щукин)

001934

 (18911937), архиепископ Семипалатинский, священномученик

Память 17 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских, Соловецких иРоссийских, в Соборе Курских святых

В миру Александр Иванович Щукин, родился 13 мая 1891 года в Риге в семье священника о. Иоанна и Елизаветы Щукиных. Дед его — Василий Щукин — служил диаконом в Риге, отец окончил Московскую духовную академию, был рукоположен во священника и преподавал Закон Божий в Рижской семинарии, епархиальном училище и гимназиях; кроме того, на него была возложена обязанность преподавания латинского и греческого языков.

У о. Иоанна и Елизаветы было семеро детей. Дочь о. Иоанна вспоминала, что отец любил детей, но не баловал их и не потакал их слабостям, опасаясь, что иначе из них вырастут плохие христиане. Но он и не понуждал их насильно к исполнению молитвенных правил, хотя сам все свое свободное время отдавал молитве. Также и жена его Елизавета, если выдавалось свободное время, спешила в храм. Дети о. Иоанна с удовольствием играли, лишь один Александр не принимал в играх участия. Он рос тихим, скромным, послушным и никогда не преступал воли родителей. Пока братья и сестры играли, он запирался в комнате отца и молился. Когда братья начинали шуметь, он выходил и останавливал их: «так нельзя, потише, пожалуйста».

Он не был от природы угрюмого нрава, но сердце его было расположено подражать древним подвижникам, для которых смех был выражением дерзости и греховной нечистоты. Он хотел быть священником.

В 1915 году окончил Московскую духовную академию.

С началом первой мировой войны о. Иоанн переехал вместе с семьей в Нижний Новгород, куда к нему после окончания академии приехал сын Александр и поступил преподавателем в Нижегородскую семинарию.

Наступил 1917 год, для Православной Церкви пришел час испытаний. Александр стал просить отца благословить его на монашеский подвиг. Отец Иоанн сомневался, выдержит ли Александр крест иночества в такое мятежное время, когда все церковное попирается и уничтожается. Помолившись, отец благословил его ехать в Троице-Сергиеву Лавру. Постриг он принял с именем преподобногоАлександра Свирского.

В 1918 году нижегородские власти арестовали о. Иоанна. Полгода пробыл он в заключении, заболел, был отпущен и пришел домой едва живым. После освобождения о. Иоанн стал служить в селе Лысково, и вскоре к нему приехал его сын.

Некоторое время отец и сын служили вместе, пока в 1923 году иеромонах Александр не был вызван в Москву для принятия архиерейского сана. 23 августа 1923 года он был хиротонисан во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии.

Во время его отсутствия о. Иоанн тяжело заболел воспалением легких. Зная, что умирает, он ждал сына, чтобы тот напутствовал его перед смертью. И как прежде, так и теперь, владыка Александр спешил исполнить пожелание отца. Владыка прибыл накануне его смерти. Отец Иоанн был в сознании, и владыка долго беседовал с ним, а затем напутствовал его Святыми Тайнами.

Первой службой вступившего на кафедру епископа была заупокойная всенощная и литургия по новопреставленному отцу. Похоронили о. Иоанна рядом с храмом, где он служил.

Не напрасно Александр был облечен саном. Он был прекрасным проповедником и добрым наставником. Сам более всего почитавший монашеское житие, многоскорбно собирая в душу тепло благодати, он в этом духе наставлял и своих духовных чад. Некоторых он посылал в Дивеево, а затем, если они выказывали расположение к иноческой жизни, давал на то свое благословение. Служил он вМакарьевском монастыре. Часто ездил помолиться в монастырь Старые Мары, где была чтимая икона Троеручицы. В Лыскове его посещал епископ Варнава (Беляев), принявший к тому времени подвиг юродства.

В Макарьеве владыка Александр организовал преподавание Закона Божия детям десяти-тринадцати лет. Продолжалось это около года, а затем было запрещено властями.

В сентябре 1927 года на шестьдесят втором году жизни тяжело заболела мать святителя. Владыка ухаживал за ней и присутствовал при ее кончине.

В 1929 году, в день памяти Архистратига Божия Михаила, власти арестовали епископа Александра и отправили в нижегородскую тюрьму, где собрано было тогда почти все нижегородское духовенство.

На допросе у следователя епископ Александр отвечал:

— Проповеди я говорю каждое воскресенье на темы Священного Писания… и иногда в защиту религиозных истин, оспариваемых современниками. Произнесение проповедей и выступление в защиту истины вызывалось стремлением найти истину в вопросах, соприкасающихся с религией, в которых я предоставлял доказательства учения православно-христианского по этим вопросам… Иногда выступал в проповедях против безбожия.

Ответы епископа вызвали, по-видимому, недоумение у следователя, и на следующий день владыка написал пояснение:

«вопросами, оспариваемыми современниками, я назвал в своих показаниях вопросы христианской апологе тики, а именно: о конечности мира, происхождении человека через творение его Богом, об исторической действительности христианства, о бессмертии души. А вопросами, соприкасающимися с религией, я назвал научные теории, касающиеся перечисленных выше истин религии. Целью, с которой я говорил такие проповеди, было найти истину в научных теориях и доказать пасомым правильность православно-христианского вероучения в этих вопросах. Вопросов политической, общественной и социальной жизни я в своих проповедях не касаюсь».

В тюрьме ему обещали свободу, если он перестанет говорить проповеди. Он отказался, был помещен в камеру к священникам. Истинный молитвенник и подвижник, он и здесь подолгу молился, понуждая к истовой и неленивой молитве и всех насельников камеры, многие из которых, попав в тесные обстоятельства тюрьмы ГПУ, начали уже унывать.

После ареста епископа его сестра Елизавета ездила в Москву к прокурору Вышинскому — хлопотать о брате, чтобы его или освободили, или отправили в ссылку за свой счет, так как у него больное сердце.

— Вы не по адресу обратились,- отвечал Вышинский, — вам нужно обращаться в Красный Крест. Что касается заключения, то владыка Александр арестован за проповеди и будет отправлен на три года в Соловки.

11 января 1929 года следствие было закончено. Епископа обвинили в том, что

он «как идейный противник Советской власти, путем произнесения проповедей с антисоветским уклоном, прививал свои контрреволюционные убеждения населению и в единоличных беседах вел откровенную антисоветскую пропаганду на темы «о бесчинстве коммунистов-безбожников…» Имея преданных ему монахов и монахинь… Давал им указания, как бороться с безбожниками… рассылал их по селам и деревням как миссионеров, не останавливаясь перед открытой борьбой с культурными учреждениями государства [1]… Руководствуясь положением об органах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концлагерь, утвержденного ВЦИКом от 28/1 II-24 года и объявленного в приказе ОГПУ за № 172 от 2/IV-24 года… дело… передать в Особое Совещание… для вынесения приговора во внесудебном порядке…»

26 апреля 1929 года Особое Совещание приговорило епископа к трем годам заключения в концлагерь, которое он должен был отбывать в соответствии с приказом по ОГПУ относительно мест содержания духовенства — на Соловках.

В Соловецком лагере епископ работал сначала сторожем, а затем бухгалтером.

Когда закончился срок заключения, власти в Нижегородскую епархию его не пустили. 31 декабря 1931 года был назначен епископомБолховским, викарием Орловской епархии. 27 июля 1932 года получил назначение в Орел, куда прибыл в день памяти Архистратига Божия Михаила. В Орле он был возведен в сан архиепископа.

Церковь тогда подвергалась беспощадным гонениям, православных арестовывали и расстреливали. Посещать храмы становилось опасным, это рассматривалось как государственное преступление. Страх быть арестованным охватывал все больше людей. Церкви пустели. Владыка стал проповедовать, и храмы начали заполняться народом.

Видя оживление религиозной жизни в городе, чекисты стали подыскивать обвинение против архиепископа. Однажды под вечер к нему пришел человек и сказал, что власти решили обвинить архиепископа в поджогах в городе. Уже есть лжесвидетели, все обвинение готово. Если он в эту ночь не уедет, то будет арестован. Архиепископ уехал в Нижегородскую область и поселился в селе Семеновском, где прожил полгода.

С 30 сентября 1935 значился архиепископом Курским, но в Курск не поехал.

18 марта 1936 года назначен архиепископом Ржевским, викарием Тверской епархии.

C 18 июня 1936 г. по сентябрь 1936 г. — архиепископ Тульский

В конце 1936 года владыка получил назначение в Семипалатинск.

Архиерейские кафедры пустели, архиереев одного за другим поглощали тюрьмы.

Сестра Елизавета писала ему в Семипалатинск:

— Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, пересидишь.
— Как бы я вас ни любил, — отвечал архиепископ,- но. я не для того взял посох, чтобы его оставить.

В августе 1937 года архиепископ был арестован. Он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей ареста. Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий давали любые показания. Архиепископ держался мужественно, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации — архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о знакомых, он отказался их называть. Показаний не набралось ни на один протокол допроса, а сроки, отпущенные следователям, подходили к концу. В самый день постановления Тройки УНКВД 28 октября 1937 года следователь Барабанщиков провел последний допрос.

Священномученик Александр (Щукин)
Священномученик Александр (Щукин)
— Вы являетесь членом и руководителем церковной контрреволюционной шпионской организации. Дайте показания…
— Членом контрреволюционной организации я никогда не являлся и в этом обвинении виновным себя не признаю,- отвечал архиепископ.
— Вы лжете. Вы давали установки руководителям филиалов контрреволюционной организации в развертывании контрреволюционной работы…
— Никаких установок по развертыванию контрреволюционной работы я не давал.
— Как член контрреволюционной организации вы проводили активную контрреволюционную агитацию среди населения, прекратите запирательство и дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности.
— Никакой контрреволюционной агитации я среди населения не проводил и в этом виновным себя не признаю,- спокойно ответил владыка.

Все это следователь вынужден был записать. В тот же день архиепископ был приговорен к расстрелу.

Через два дня, 30 октября 1937 года, архиепископ Александр был расстрелян.

Всем близким, кто интересовался судьбой владыки, власти отвечали, что он сослан на десять лет без права переписки, а через десять лет ответили без уточнения места и времени, что он умер в лагере.

Священник Казанского храма в Лыскове объявил, что будет отпевание скончавшегося в заключении архиепископа Александра Щукина. Многие помнили святителя, и народу собралось такое множество, что храм не мог вместить всех желающих. Большая часть пришедших стояла на улице. Послушница Анна сделала небольшой гроб, туда положила четки святителя, крест и Евангелие. После отпевания народ молитвенно попрощался с архиепископом, а затем состоялся крестный ход вокруг храма. Впереди, подняв гроб на плечо, шел священник, а хор и весь народ пели: «Волною морскою…»

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания

Использованные материалы

  • Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 1. — Тверь: «Булат» , 1992 год, стр. 155-160.

 

 

преподобный Антоний (Медведев)

002799

 (17921877), архимандрит, наместник Троице-Сергиевой Лавры, преподобный.

Память 12 мая, 3 октября, в Соборе Радонежских святых

До пострижения

Родился 6 октября 1792 года в семье вольноотпущенного крестьянина графини Е. И. Головиной, служившего поваром у князя Е. А. Грузинского в селе Лыскове. Наречен в крещении Андреем. Отец умер, когда ему было 4 года, в семье осталось четверо детей (Андрей, по одной из версий, внебрачный сын лысковского князя Георгия Александровича Грузинского — В. Щ.). Мать дала мальчику христианское воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря при больнице в Лыскове, впоследстии князь Грузинский поручил ему заведование больницей. Обладая прекрасным голосом, Андрей пел в церковном хоре (пел он на клиросе именно в нашем Спасо-Преображенском соборе — В.Щ., примечание редактора).. В 1812 года, из-за недостатка врачей прикомандированный к Нижегородскому ополчению, А. Г. Медведев получил официальное разрешение на врачебную практику (ополчение возглавлял наш князь Георгий Александрович Грузинский — В.Щ.).

Начало монашеского пути

Под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игумении Олимпиады (Стригалёвой) решил принять монашество. По указанию явившегося ему во сне преподобного Андрея Критского, его небесного покровителя, 27 июля 1818 года он стал послушником в Сарове. Пробыв около полутора лет в Саровской пустыни, он вернулся в Арзамас и поступил в Высокогорскую пустынь.

27 июня 1822 году принял монашество с наречением в честь преподобного Антония Киево-Печерского. 20 июля епископом Нижегородским Моисеем был рукоположен во иеродиакона, а 22 июля того же года — во иеромонаха. Игумения Олимпиада оставалась духовной наставницей Антония до своей кончины в 1828 году.

9 июля 1826 года епископом Нижегородским Мефодием Антоний был определен строителем Высокогорской пустыни и присутствующим в Арзамасском духовном правлении. Благодаря усердным трудам нового строителя пустынь вскоре стала процветающей. Личность настоятеля, его служение и дар слова привлекали из Арзамаса и окрестностей многих богомольцев, которые обращались к нему с просьбой быть их духовным отцом.

При вступлении Антония в должность строителя пустыни в ней было 20 человек братии, при переходе его в Троице-Сергиеву Лавру — 90 человек.

Антоний неоднократно ездил в Саров для беседы со старцами, особенно с преподобным Серафимом.

Наместник Троице-Сергиевой Лавры

23 феврале 1831 года скончался наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий (Фёдоров). За 2 месяца до его кончины преподобный Серафим предсказал назначение Антония следующим Лаврским наместником, и, действительно, 26 февраля митрополит Московский святитель Филарет предложил Антонию принять это служение.

10 марта 1831 года Антоний прибыл в Москву, 15 марта был возведен в сан архимандрита в церкви преподобного Сергия Радонежскогона Троицком Сухаревском подворье в Москве и 19 марта приехал в Троице-Сергиеву Лавру.

При Антонии в Лавре был основан Гефсиманский мужской скит (освящен 28 сентября 1844 года), из «холодных» храмов стали отапливаемыми Троицкий собор, Никоновская, Духовская, Смоленская церкви, была построена Варваринская церковь и капитально отремонтирована крепостная стена. В 1832 году из братских келий в Донском (Варваринском) корпусе была организована странноприимная мужская больница, за стенами Лавры — женская больница и богадельня.

В 1838 году на месте сгоревшей гостиницы был создан дом призрения, где разместились богадельня, больница и домовая церковь. В Угловой (Пятницкой) башне организовано училище и приют для сирот на 100 человек, которые жили и учились на полном содержании монастыря, еще 100 учеников приходили учиться и обедать; организовано питание для странников.

В 1861 году училище и приют были переведены в дом призрения, мальчики-сироты обучались ремеслам, из способных к пению был организован хор. Архимандрит Антоний устроил в Лавре иконописную мастерскую, школу иконописания (1839), литографическую мастерскую (1844).

Исключительное внимание наместник уделял заключенным в сергиево-посадской пересыльной тюрьме. В 18711873 годах по проекту архитектора И. А. Малышева, штатного служителя Лавры, было построено новое тюремное здание, более половины суммы на строительство пожертвовали духовные дети Антония. На средства Лавры в тюрьме была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», богослужения в которой совершали лаврские монахи; Лавра помогала в обеспечении заключенных продовольствием.

Антоний покровительствовал также частным лицам, назначая из средств, вверенных ему благотворителями, пособия нуждающимся.

Антоний проявлял большую заботу о духовной жизни иноков. Помня заповедь преподобного Серафима: «Будь не отцом, а матерью братии», следовал наставлению преподобного: не бранить за порок, но исправлять его. Антоний был духовником многих мирян; торжественностью совершаемых им богослужений и даром слова он снискал любовь и уважение богомольцев. Антоний собирал переводы аскетических сочинений преподобного Паисия Величковского, помогал оптинским монахам в издании книг, с большим вниманием относился к лаврским старцам.

Своими трудами на благо Лавры и духовной мудростью Антоний расположил к себе святителя митрополита Филарета, который избрал его духовным отцом и нередко посылал к нему людей, нуждавшихся в назидании или утешении. С одобрения митрополита были напечатаны отдельной брошюрой «Монастырские письма», в которых Антоний описал разные случаи особого проявления благодати Божией и явлений из мира духовного. После кончины преподобного Серафима Антоний взял на себя заботы о Дивеевской общине. Благодаря совместным трудам Антония и митрополита Филарета в 1841 году было напечатано составленное архимандритом Сергием первое «Житие преподобного Серафима».

7 августа 1859 года указом Синода Антонию была присвоена степень первоклассного архимандрита.

Последние годы жизни и кончина

В 1872 году Антоний просил у митрополита Московского святителя Иннокентия увольнения от должности по старости, но тот отклонил просьбу.

В 1873 у отца Антония был легкий инсульт, после которого он сильно ослабел и оставался прикованным к постели. Святитель Иннокентий благословил устроить домовую церковь при кельях архимандрита, где он изредка совершал литургию.

Управление Лаврой было передано духовному собору, к Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах.

В 1876 году, после начала войны с Турцией, Антоний при мощах преподобного Сергия Радонежского благословил великого князя Николая Николаевича, командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 года, собрав последние силы, приветствовал императора Александра II и августейшую семью.

Антоний скончался, попрощавшись с братией, напутствованный таинствами Елеосвящения и Причащения. Отпевание Антония совершили епископ Иоанн (Митропольский) и епископ Можайский, викарий Московской епархии Игнатий в сослужении более 60 священнослужителей при огромном стечении народа. Архимандрит Антоний был погребен с восточной стороны Свято-Духовского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Почитание и прославление

Почитание архимандрита Антония особо выразилось в обязательном и усердном поминовении его в Троице-Сергиевой Лавре на всех заупокойных ектениях. Преподобный Антоний был прославлен как местночтимый святой 16 октября 1998 года по благословению патриарха Алексия II, который сам возглавил торжество прославления. Ко времени прославления мощи святого Антония были обретены и помещены в Духовском соборе.

Награды

  • набедренник (от еп. Нижегородского Афанасия, сентябрь 1826).
  • палица (от еп. Нижегородского Афанасия, 1828).
  • Российские ордена св. Анны 2-й степени (18 апреля 1836); св. равноап. кн. Владимира 3-й (1 июня 1849) и 2-й степени (3 марта 1863).
  • бронзовый наперсный крест на владимирской ленте (в память Крымской войны 1853-1856 гг., 18 сентября 1856).
  • наперсный крест (пожалован императрицей Марией Александровной в память пребывания императорской четы в Лавре, 20 сентября 1856).
  • право ношения панагии (в ознаменование 25-летия служения в Троице-Сергиевой Лавре, от Святейшего Синода, 4 сентября 1856).
  • Почетные членства:
    • член-корреспондент императорского Русского археологического общества (8 апреля 1852).

Молитвы

Тропарь, глас 3

Волю Божию в житий твоем взыскуя,/ предречение преподобнаго Серафима/ и Небесное призвание чрез святителя Филарета/ на служение в Лавру великую приял еси./ Истинный хранитель заветов аввы Сергия быв,/ иноков наставник богомудрый/ и Лавры благоукраситель искусный явился еси./ Ныне же, предстоя Престолу Святыя Троицы,/ преподобие отче Антоние,//моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Вышних желая улучити, блаженне,/ от юности Христу последовал еси,/подвигом и нравом святых отец ревнуя,/ благодать духа мирна стяжал еси./Сего ради множеству иноков/ и всем притекающим к тебе/ милостивый отец явился еси./ Темже с любовиювопием ти:/радуйся, Антоние,// Лавры Сергиевы похвало и Церкви Российской украшение.

Молитва

О преподобне отче Антоние, великаго аввы Сергия достойный преемниче, наставлений преподобнаго Серафима исполнителю, святителя Филарета друже и сотаинниче, иноков и всех ревнителей благочестия учителю! Моли всемилостиваго Христа Бога нашего и Его Пречистую Матерь Церкви и Отечеству нашему в мире и тишине пребывати, обители Сергиевой, идеже прославляется великое имя Пресвятыя Троицы, непоколебимой сохранитися, училищу духовному, в ней пребывающему, в православней вере утвердитися. Испроси нам молитвами твоими у Пресвятыя Троицы благодать волю Божию взыскати и исполняти, житие в подвизех покаяния провождати, скорби, болезни и искушения с благодарением терпети, дух мирен стяжати и искати прежде Царствия Божия, в немже ты прославлявши со всеми святыми Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 

2 ответа на Наши Святые

  1. Оксана

    «Авва Исидор родился в селе Лыскове Макарьевского уезда(…)Родителями его были дворовые крестьяне князей Грузинских» — из жития его, написанного Павлом Флоренским «Соль земли». О нем также пишет митрополит Вениамин Федченков в книге «Божьи люди». Дорогой о. Владимир, спасибо за Вашу просветительскую работу! Будут силы и время — добавте, будь ласка, о старце Исидоре. Люблю Вас, люблю Ваши труды. Помогай, Господи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *