О проповеди Апостолов

Хочу поделиться размышлениями о житиях наших первоверховных апостолах Петре и Павле и их отношению к языческому мiру.

Но сперва хочу напомнить сегодняшние слова от святаго Павла, которые мы читаем, памятуя о святых мучениках: «10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:10-17).

Два важных вывода мы обязаны сделать для себя:

1)Мы воины Христовы супротив духов злобы, мы воины только в духовной войне; нам не следует (что и оговорено канонами) находиться ни на какой политической платформе, как это принято нынче называть: мы – не враги ни какой государственной системе, но и не их соработники, рабы и слуги… Но делаем куда больше каждого из любителей мiра сего, ибо молимся ежедневно, на каждой службе (!!!) О богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея! Таким образом, мы упрашиваем Бога, дабы Он дал нам возможность  да тихое и безмолвное житiе поживем во всяком благочестии и чистоте! Этого предостаточно, даже с преизбытком, и никакая власть никогда не расплатится ничем с духовенством своей страны… Иные говорят: это всего лишь слова, а важнее дела! Отвечаю: служба Богу – самое главное дело всей жизни любого из священства! Только пребывающий в нашей Церкви знает, чего стоит труд молитвы в храме!

2)единственное оружие, которое имеет лицо не только духовное, но и каждый верующий человек – Слово Божие! Единого Бога в Трех Лицах, и никаких иных кумиров, идолов… Поэтому не войти с нашим мечем ни в какое соглашение с языческим мiром: обоюдоострый меч при этом может поранить не только супротивника, но и нас самих за нашего нерадение и за наш отход от Истины…

А теперь вернемся к нашему Апосольскому, или Петрову посту. Приуготовимся к исповеданию нашей веры, Истинной, Единственной, Православной.

Любители мiра сего, к которым должно отнести и экуменистов, ссылаются в своих проповедях на святых апостолов Петра и Павла: они-де пошли именно к тем язычникам для проповеди Евангелия! С этим нельзя не согласится, но при этом они, святые, не стали играть в футбол или хоккей с ними, не принимали их учений (а правильнее: заблуждений). Они насаждали Христианство. И своих соплеменников обличали прямо:

«36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. 37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:36-38).

Что же случилось со святым Петром, что он стал принимать язычников. Это всем известный случай: некто Корнилий, говоря современным языком, командир роты Италийского полка пригласил к себе Петра. И в это время Петру и было видение от Бога: «11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. 13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. 14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого»(Деян.10:11-14).

Господь на это ответил: «15 … что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:15).

Обратите внимание: что Бог очистил! То есть Господь подавал очищенное от скверны, не взирая на то, что подобные животные были запрещены для принятия в пищу ветхозаветным Уставом Церкви. Господь отъял самое главное в них – скверну и нечистоту!

При чем здесь тогда военный Корнилий?

А вот это самое главное: «1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. 3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! 4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел] отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. 5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром» (Деян.10:1-5).

О чем это может говорить? О том, что язычник Корнилий, пребывая при богоизбранном народе проникся любовью к их Богу, нашему Богу, Истинному и Единственному! При этом творил этому же богоизбранному народу милостыню! В страхе и трепете пребывая пред Богом не только сам, но и со всем своим домом (то есть и семья и многочисленная его прислуга). Ко крещению его, таким образом, Сам Господь призвал чрез Своего Ангела, но исполнить волю Божию должен был простой рыбак, но преисполненный Духом Святым, по имени Петр, проповедавший доселе Святое Евангелие только своим евреям. И что, разве после этого Корнилий остался язычником? Вовсе нет, но стал христианином, приняв Духа Святаго и пройдя через крещение во имя Иисуса Христа!

Так поступил святой Петр. Так обрел Истину святой Корнилий.

Экуменисты еще любят посудачить о близости к язычникам святаго Павла. Он ведь был муж просвещенный, учительный. Изучал науки. Был знаком с философией. Изучал святой Павел в первую очередь Священное Писание у своего ветхозаветного учителя Гамалиила. Был ревностным. К новому учению Христову отнесся, как мы знаем, поначалу пренебрежительно и даже враждебно. До тех пор сие продолжалось, пока его лично не вразумил Господь!

Святой Павел начал свою проповедь, но в положенное Свыше время произошло следующее: «43 Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители [Бога], обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. 44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. 45 Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. 46 Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. 47 Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. 48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. 49 И слово Господне распространялось по всей стране» (Деян.13:43-49).

Обратите вновь внимание на предложение: Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. И еще внимательнее: уверовали все! И отвратились от своего нечестия. И стали истинноверующими и были предуставлены к вечной жизни, то есть начали в Истине готовиться к вечной жизни во Христе!

Почему же иные не замечают простых слов: уверовали и отвратились от прошлого! И стали новыми во Христе! Иного пути ведь нет!

А теперь рассмотрим, что произошло в Афинах, в центре язычества Древнего Мiра… Святой апостол пришел в собрание, которое называлось ареопаг. Там дозволялось выступать любому философу, ритору. Слово сказал и наш святой: «22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны»(Деян.17:22). Ибо поставили даже жертвенник неведомому Богу… Но говоря набожны, апостол их ни хвалил и не лукавил пред ними. В данном контексте это слово может означать: всем богам молитесь, чтобы никого не обидеть. И, на всякий случай, и Тому, Которого не знаете…чтобы были процветание, мир и удача в самых разных делах. Так поступают и поныне современные язычники (увы, многие из них, тем не менее, уже приняли крещение в Святой Купели нашей Церкви)…

Но итог следующий: «32 Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. 33 Итак Павел вышел из среды их. 34 Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян.17:32-34). Только некоторые пристали к нему и последовали за ним. Очень немногие. Но и этого было достаточно. Святой Павел не стал предлагать им собрать саммит, сыграть в партию шахматы, не стал с ними подписывать никаких декларация и воззваний во всем народам и властям этих народов. Что он сделал? Итак Павел вышел из среды их. Что это значит? Он покинул их, ушел насовсем и навсегда. Он поступил с ареопагом, как следует отвращаться и от закоренелых еретиков:

«14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. 15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь»(Мф.18:14-17).

Некоторые удивляются, а почему вы думаете, что эти слова Господни можно применить к еретикам? Да по той причине, что сия речь проистекает из притчи о заблудшей овце… А вот когда Петр спрашивает у Христа о прощении личных обид от брата, то «22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Матф.18:22) должно прощать в житейских, или бытовых, случаях..

Таким образом, покидая ареопаг святой апостол Павел распрощался с бывшими слушателями, оставив их в их же нечестии, напрочь не вступая с ними ни в какие-либо диалоги и прения…

И, наконец, происшедшее в Ефесе (или: Эфес). «35 …какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?» (Деян.19:35). Проповедь в этом городе была не только Павлова, тут долгое время жил и святой Иоанн Богослов, а его ученик святой Тимофей был первым епископом Эфесской Церкви.

Проповедь же Павлова продолжалось: «10  …до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. 11 Бог же творил немало чудес руками Павла, 12 так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. 13 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. 14 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. 15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? 16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. 17 Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса. 18 Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:10-18).

Тут мы видим, что проповеди сопутствовали и многочисленные чудеса, производимые Духом Святым через избранника Своего Павла. Многие увидели разницу между Истинным Богом и своими кумирами, идолами, которых называли богами. Было великое разочарование, освобождение от чар язычества. Дело дошло до того, что «19 …из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм]. 20 С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян.19:19,20). Но не обошлось без великого скандала. Некоторые из эфесян задумали обвинить христиан перед властями. Но суда не состоялось, потому что «37 …вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили» (Деян.19:37).

Господь нас премудро ведет по земным неустроенным тропам. Но именно на них Он все устрояет для нашего спасения.

Самое главное, важное, спасительное для нас – не отступить от Бога, Его Церкви. Да, нас обзывают ортодоксами, консерваторами, невежами, но что с того?! Что сие в сравнение с тем, что претерпел Сам Господь до Крестных мук…что потерпели от разных народов и Его ученики, наши апостолы…в том числе и первоверховные Петр и Павел?!

свв.мчч.Мануила, Савел и Исамила, Лысково. 2016.