Великий Пятокъ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как высказать то, что происходит ныне? Нет человеческих слов, нет и чувств. Как бы ни говорили – остается невысказанность, как бы ни скорбели – нет полноты…как вместить в сердце свое: Сам Бог пострадал, принял муки, был биен?!

«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам» (Ин.19:13). Но как ведь били? Кровью залилось лицо Христа, а палачи так усердствовали, что и сами были в крови Агнца; били нещадно, ломая ребра Спасителя.

И заушения, позорное плевание, крики «распни, распни Его!» (Ин.19:6). Предательство в лице первосвященников, старцев, книжников и их приспешников, в лице умирающей Ветхозаветной Церкви… Господь разделил участь наравне с разбойниками. Точнее, даже участь Вараввы была лучшей: избранники еврейского народа выпрашивали убийцу и грабителя. И ведь – выпросили! А Того, Кто сделал столько добрых дел для того же израильского народа предали постыднейшим судилищу и казни…

За что же такое?! За Правду.

«И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его» (Лк.22:66-71).

Знали, знали духовенство, старцы и книжники, Кто перед ними. Но смириться с этим не могли: безвестный сын плотника, за которым следовали тысячи и тысячи людей имел глаголы не учительные, а Божии. И Пилат видел и «знал, что предали Его из зависти» (Мф.27:18). И игемон начал было противиться уговорам пришедших, но не смог выстоять от одной фразы: «Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин.19:12). Ибо кесарь для римлян был божеством. И он стал таковым уже и для избранных евреев, которые в исступлении «закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19:15). Так произошло отречение иудаизма от истинного Бога. Потому и ожидали и ожидают по-прежнему не спасителя душ, а владыку мiра сего, который взойдет не просто на престол Израиля, но и всего этого мiра…Мы его назовем антихристом из антихристов…

Ненависть ко Христу затмила ненависть к римлянам, как поработителям и стеснителем жизни израильского народа. Поношая в жизни и повсюду кесаря, эти избранники вдруг превознесли его и избрали через это свою участь: быть во все времена только под жесткой властью захватчика и тирана. Страдать от этого – ибо кровь Христа на их же детях по их же клятве! – быть гонимыми этими же тиранами до самой своей смерти на утехи тех же кесарей! Даже языческий военачальник пытался загладить свою вину, а избранники не унимались: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24,25).

О горе! Горе нам, вашим детям!! Что же вы уготовили нам, наши предки?!…

…И именно сего дня было торжество загнившего ветхозаветного духовенства. «Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти» (Мк.15:29-31). Несчастные, им уже не долго осталось до встречи с глубинами ада…

Умирая «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26,27). С этого мгновения Господь призвал Пречистую стать Матерью и роду христианскому. А в лице апостола Иоанна – и нам, до нынешних времен, даровал заботу о Своей Матери для Ее почитания и благоговейного умоления…

И тотчас зазвучали Его последние слова на Кресте: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин.19:28-30). Все свершилось – спасение человечества! Все исполнилось – от Его рождества до Креста! Но вместо радости земной испивает Спаситель последние капли горечи и предает Свой Дух. Ибо горечь не из-за ухода из земного бытия. А горечь от наших грехов, которые мы творим ежечасно с великим упорством…

И предстоя сего дня в храме Воскресения Христова, прочитав Евангелия, мы словно с вами предстоим по призыву Христа у Его Креста. И оживаем в надежде предстоящего Его воскресения, и вслушиваясь в слова Его Благовестия, жаждем, чтобы Господь и нас назвал Своими сынами и дщерями.

Аминь.

 

Великий Пяток 2011, Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь

 

 

Оставить комментарий

Сохранен как богословие, Новости, слова и мысли

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *